ТСЖ не ведет исковую и претензионную работу. Можно ли взыскать с него плату за управление жилым фондом
Жительница г. Тюмени (К.) обратилась в суд, так как посчитала: ТСЖ нарушает ее права как потребителя, поскольку на протяжении последних трех лет не занимается претензионной и исковой работой. В связи с этим К. обратилась к товариществу с претензией о возврате средств за «управление жилым фондом» — 35 142 рубля. Не получив ответ, подала иск в…
Самовольное остекление балкона — демонтировать или оставить (подборка судебной практики)
Суды нередко обязывают жильцов МКД демонтировать балконное остекление. Причин для этого несколько: изменение архитектурного облика здания, увеличение нагрузки на несущие конструкции, отсутствие разрешительной документации и согласия других собственников МКД на использование общедомового имущества, потенциальный риск для жизни и здоровья других лиц. Однако иногда отстоять непроектное балконное остекление всё же удается. Подобрали на эту тему несколько…
Можно ли сэкономить на капремонте при спецсчёте, если во время ремонта сменить владельца этого счёта
В Приморском крае собственники весной 2022 года решили провести капремонт за счет денег, собранных на спецсчёте, владельцем которого была УО - ООО «Олимп». Однако через полгода те же собственники приняли другое решение - о досрочной смене управляющей организации на ООО УК «Сити-Сервис», которая и стала новым владельцем спецсчёта. Таким образом, старая УО осталась должна подрядчикам…

Управляющая компания отвечает за ущерб не только перед собственниками

Гражданин, который проживает в квартире, но не является её собственником — потребитель. Поэтому имеет право на взыскание с управляющей компании штрафа по Закону о защите прав потребителей.
К такому выводу пришёл Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, изучив противоречивые постановления нижестоящих судов (Определение по делу № 88 – 79/2021).

Управляющая компания не убирала снег на придомовой территории и не боролась с наледью. В результате женщина, выходя из машины, поскользнулась на льду, упала и получила открытые раны головы. Пострадавшая была доставлена в больницу на «скорой помощи», которую вызвали соседи.
Истица из-за повреждений не могла работать и в течение двадцати дней была на больничном. В результате инцидента женщина заплатила за лечение 90 тыс. рублей и утратила заработок за время нахождения на больничном.
На лице пострадавшей остались видимые шрамы, которые доставляли ей моральные страдания. Женщина обратилась в УК с претензией и потребовала компенсировать ей моральные страдания, причинённые в результате падения.
Управляющая компания оставила претензию без внимания.

Обращение в суд

Районный суд взыскал в пользу пострадавшей убытки в виде затрат на лечение, утраченный заработок и компенсацию морального вреда в размере половины суммы, которая была истребована истцом.
При этом суд отказался взыскать неустойку и штраф в пользу истца. Решение мотивировал тем, что пострадавшая не владела собственностью в доме, возле которого получила повреждения. Поэтому между ней и ответчиком не существовало договорных отношений.
При таких условиях, по мнению суда, взыскать штраф и неустойку на основании Закона РФ о защите прав потребителей нельзя.

Апелляционная инстанция, рассмотрев жалобу ответчика, уменьшила сумму возмещения убытков, при этом взыскала штраф в 20 тыс. рублей — в размере половины от суммы компенсации морального вреда.

Истец обжаловал судебные определения.

Окончательное решение

Седьмой кассационный суд обратил внимание на то, что хотя пострадавшая не была собственником квартиры, однако проживала в ней вместе с собственником — матерью и мужем.
Исходя из того, что истец фактически постоянно проживает в квартире, он является потребителем услуг, которые оказывает ответчик при управлении многоквартирным домом.
Поэтому суд решил, что требование истца о взыскания штрафа в соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей — правомерно и должно быть удовлетворено.
При этом штраф должен быть взыскан не только от назначенной судом суммы компенсации морального вреда, но и от сумм убытков, которые понесены истцом.

В результате суд увеличил сумму штрафа, взыскав его в размере 50 % от всех сумм, которые были взысканы в пользу истца (компенсации морального вреда, утраченного заработка и расходов на лечение).
При этом требование истца взыскать неустойку было отклонено, как не основанное на законе.

Ещё несколько историй про взыскание компенсации морального вреда:

Татьяна Сбеглова: