Самовольное остекление балкона — демонтировать или оставить (подборка судебной практики)
Суды нередко обязывают жильцов МКД демонтировать балконное остекление. Причин для этого несколько: изменение архитектурного облика здания, увеличение нагрузки на несущие конструкции, отсутствие разрешительной документации и согласия других собственников МКД на использование общедомового имущества, потенциальный риск для жизни и здоровья других лиц. Однако иногда отстоять непроектное балконное остекление всё же удается. Подобрали на эту тему несколько…
Можно ли сэкономить на капремонте при спецсчёте, если во время ремонта сменить владельца этого счёта
В Приморском крае собственники весной 2022 года решили провести капремонт за счет денег, собранных на спецсчёте, владельцем которого была УО - ООО «Олимп». Однако через полгода те же собственники приняли другое решение - о досрочной смене управляющей организации на ООО УК «Сити-Сервис», которая и стала новым владельцем спецсчёта. Таким образом, старая УО осталась должна подрядчикам…
УК через суд добивалась получения ключей от электрощитка в подъезде МКД
В Краснодарском крае жильцы двух квартир (ответчики) самовольно закрыли этажный электрощиток, размещенный в межквартирном коридоре МКД. Навесили на его дверцы замки и тем самым ограничили доступ УК к электросчетчикам в том числе для визуального осмотра, проверок правильности подключения и работы. О наличии таких препятствий УК составила акты и попыталась решить проблему с инициативными жильцами. Безуспешно.…

Управление многоквартирными домами и категорирование КИИ

С 01.01.2018 года вступил в силу Федеральный закон №187 «О безопасности критической информационной инфраструктуры РФ» от 26 июля 2017 г.
Каким образом он относится к организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами? Давайте далее разберёмся в этом вопросе.

Под действие данного федерального закона попадают следующие организации (субъекты критической информационной инфраструктуры — далее субъекты КИИ):
1. государственные органы,
2. государственные учреждения,
3. российские юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели,
которым на праве собственности, аренды или на ином законном основании принадлежат информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления, функционирующие в сфере:

  • здравоохранения,
  • науки,
  • транспорта,
  • связи,
  • энергетики,
  • банковской сфере и иных сферах финансового рынка,
  • топливно-энергетического комплекса,
  • в области атомной энергии,
  • оборонной,
  • ракетно-космической,
  • горнодобывающей,
  • металлургической и
  • химической промышленности.

4. российские юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, которые обеспечивают взаимодействие указанных систем или сетей.

Из пункта 1 статьи 2 указанного закона следует, что автоматизированная система управления – комплекс программных и программно-аппаратных средств, предназначенных для контроля за технологическим и (или) производственным оборудованием (исполнительными устройствами) и производимыми ими процессами, а также для управления такими оборудованием и процессами.

Во многих современных многоквартирных домах есть свои индивидуальные тепловые пункты с автоматизированной системой управления, в которых происходит нагрев теплоносителя на отопление дома и приготовление горячей воды. Также есть современные многоквартирные дома, оборудованные собственными котельными с автоматизированной системой управления, в которых также происходит нагрев теплоносителя на отопление и приготовление горячей воды. Это объекты критической информационной инфраструктуры, работающие в сфере энергетики (да, тепло – это тоже энергия).

Таким образом, если в управлении ТСЖ/УК/ЖСК есть дома с автоматизированной системой управления отоплением и приготовления горячей воды (объекты критической информационной инфраструктуры), то данное юридическое лицо попадает под требования 187-ФЗ от 26 июля 2017 г. и обязано выполнять требования по категорированию (определение категории значимости объекта КИИ) в зависимости от результата категорирования обеспечить защиту своей критической информационной инфраструктуры (далее – КИИ).
Правила категорирования утверждены Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2018 г. №127 «Об утверждении Правил категорирования объектов критической информационной инфраструктуры РФ, а также перечня показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры РФ и их значений».

Что такое категорирование объектов КИИ?

Категорирование объекта критической информационной инфраструктуры представляет собой установление соответствия объекта критической информационной инфраструктуры критериям значимости и показателям их значений, присвоение ему одной из категорий значимости, проверку сведений о результатах ее присвоения.

Категорирование включает в себя:

  1. Создание комиссии по категорированию объектов КИИ.
  2. Определение процессов, указанных в пункте 3 127-ПП от 08.02.2018 г., в рамках выполнения функций (полномочий) или осуществления видов деятельности субъекта критической информационной инфраструктуры. Мы уже с вами выше определили — под действие законодательства попадают следующие процессы — это автоматизированный нагрев теплоносителя на отопление и приготовление горячей воды.
  3. Выявление управленческих, технологических, производственных, финансово-экономических и (или) иных процессов в рамках выполнения функций (полномочий) или осуществления видов деятельности субъектов критической информационной инфраструктуры, нарушение и (или) прекращение которых может привести к негативным социальным, политическим, экономическим, экологическим последствиям, последствиям для обеспечения обороны страны, безопасности государства и правопорядка (далее – критические процессы). Остановка отопления дома и прекращение подачи горячей воды может привести как минимум к негативным социальным последствиям.
  4. Определение объектов критической информационной инфраструктуры, которые обрабатывают информацию, необходимую для обеспечения критических процессов, и (или) осуществляют управление, контроль или мониторинг критических процессов. Это наша автоматизированная система управления технологическим процессом отопления и нагрева горячей воды (АСУ ТП).
  5. Формирование перечня объектов критической информационной инфраструктуры, подлежащих категорированию.
  6. Оценку в соответствии с перечнем показателей критериев значимости масштаба возможных последствий в случае возникновения компьютерных инцидентов на объектах критической информационной инфраструктуры.
    Тут хотелось бы обратить на такое обстоятельство: ФСТЭК России озвучил следующую позицию, что если устройство в АСУ ТП имеет какой либо интерфейс, по которому извне можно произвести компьютерную атаку (USB, Ethernet и т. д.) то в соответствии с п. 14.1 вышеуказанного положения должны быть рассмотрены наихудшие сценарии, учитывающие проведение целенаправленных компьютерных атак на объекты критической информационной инфраструктуры, результатом которых являются прекращение или нарушение выполнения критических процессов и нанесение максимально возможного ущерба (например, считается то пр наличии Ethernet порта — к нему подключен кабель и он имеет выход в интернет. При наличии USB порта рассматривается внутренний нарушитель, имеющий доступ в помещение, где располагается АСУ ТП).
  7. Присвоение каждому из объектов критической информационной инфраструктуры одной из категорий значимости, либо принятие решения об отсутствии необходимости присвоения им одной из категорий значимости.
    Тут мы в соответствии с перечнем
    показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры присваиваем нашему объекту КИИ категории значимости с наивысшим значением (то есть, для каждого показателя критериев значимости, для которого установлено более одного значения такого показателя (территория, количество людей), оценка производится по каждому из значений показателя критериев значимости, а категория значимости присваивается по наивысшему значению такого показателя. В случае если объект критической информационной инфраструктуры по одному из показателей критериев значимости отнесен к первой категории, расчет по остальным показателям критериев значимости не проводится. В случае если ни один из показателей критериев значимости неприменим для объекта критической информационной инфраструктуры или объект критической информационной инфраструктуры не соответствует ни одному показателю критериев значимости и их значениям, категория значимости не присваивается.
  8. По результатам категорирования составляется Акт, который подписывается членами комиссии по категорированию и утверждается руководителем субъекта критической информационной инфраструктуры, который в в течение 10 рабочих дней со дня утверждения отправляется во ФСТЭК России.
  9. Далее не реже чем один раз в 5 лет, а также в случае изменения показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры или их значений осуществляется пересмотр установленных категорий значимости и в случае их изменений осуществляется повторная отправка информации во ФСТЭК России.

P. S. Статья носит обзорный и ознакомительный характер и не претендует на полноту изложенного материала. В случае проведения работ по категорированию настоятельно рекомендуется ознакомиться со следующими документами:
1. Федеральный закон от 26 июля 2017 г. № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры РФ»
2. Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2018 г. № 127 «Об утверждении Правил категорирования объектов критической информационной инфраструктуры РФ, а также перечня показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры РФ и их значений».
3. Приказ ФСТЭК России от 25 декабря 2017 г. № 239 «Об утверждении требований по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры РФ».

Автор: подписчик телеграм канала «ЖКХ» Андрей

Новости ЖКХ:
Related Post