Незаконные представления прокурора в сфере ЖКХ
Самая популярная мера прокурорского реагирования – это внесение представления об устранении нарушений закона. Регламентируется статьей 24 закона о прокуратуре. Материал опубликован 10.02.2023. Обновлен 03.05.2024 В этом материале собрали примеры незаконных представлений, внесенных УО, ТСЖ, РСО Определение Третьего КСОЮ № 8а-13689/2020 (Санкт-Петербург) о претензиях прокурора к решению общего собрания и работе с должниками Согласно представлению,…
Неудачи ИГЖН Пермского края при проведении проверок и привлечении к ответственности
Собрали в этом материале несколько примеров из практики, когда суды признавали незаконными предписания и штрафы ИГЖН Пермского края. Материал опубликован 12.07.2023. Обновлен 03.05.2023. Незаконный штраф за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения Суд признал незаконным постановление ИГЖН Пермского края о назначении наказания за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения. Причина: по мнению суда, законом не…
Перерасчет платы за КР СОИ: за весь 2022 год или только с сентября
Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика. Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в…

Таблички на домах не должны создавать путаницу в адресе

Верховный суд РФ напомнил управляющим организациям, что размещение на фасаде многоквартирного дома табличек, которые затрудняют восприятие адреса здания, запрещено.

Собственник помещения в МКД ООО «Полином» обратился к Управлению «Жилищной инспекции Волгограда» Администрации города. В своём письме общество указало, что на фасаде дома размещена дополнительная табличка «Бейкер стрит, ул. им. Клементины Черчилль». Организация просила провести проверку, насколько это нормально с точки зрения жилищного законодательства. Инспекция не нашла нарушений и отказала собственнику.

Арбитражный суд Волгоградской области подтвердил правомерность отказа (дело № А12 – 36212/2019)

Общество обжаловало отказ управления, попросило признать его незаконным и обязать провести проверку.
Суд первой инстанции отказал истцу:

  • оснований для проверки управляющей организации не было: управление не выявило нарушений лицензионных требований;
  • управление не является структурным подразделением администрации, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением Правил благоустройства;
  • размещение табличек не запрещено положениями, на которые ссылался истец (п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, пунктов 3.5.1, 3.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170).

Вышестоящие инстанции отменили первое решение

Судебная коллегия апелляционной инстанции посчитала неправильным вывод арбитражного суда. Она указала, что размещение конструкций, затрудняющих восприятие адресных указателей, является нарушением лицензионных требований (п. 2, п. 10 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, п. 3.5.1, 3.5.2, 3.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170):
«Нахождение на фасаде дома табличек, содержащих противоречивые сведения об адресе, затрудняет идентификацию здания не только для граждан, но и для экипажей экстренных служб (скорой медицинской помощи, полиции, отрядов МЧС), что может привести к возникновению угрозы здоровью, жизни и безопасности населения.
Довод управления, что табличка является элементом стилистического оформления не подтверждён доказательствами. Кроме того, размер адресной таблички втрое меньше таблички «Бейкер стрит, ул. им. Клементины Черчилль».

Арбитражный суд Поволжского округа поддержал выводы апелляционной инстанции: контролирующий орган был обязан зафиксировать выявленные нарушения и установить лиц, их допустивших.

На прошлой неделе Верховный суд РФ отказал в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебной коллегии по экономическим спорам (Определение № 306-ЭС20 – 17036):
«наружные стены здания относятся к общему имуществу, принадлежат всем собственникам помещений дома. Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан (п. 10 Правил № 491).
Судами учтено, что контролирующий орган обязан отразить информацию обо всех выявленных нарушениях, независимо от того, кем они совершены и наличия у него полномочий на привлечение за их совершение к ответственности».

Юлия Медведева: