Персональные данные должников. Случаи из практики
Нередко размещение/публикация списка должников по оплате ЖКУ становится поводом для претензий собственников к УО. В попытке доказать, что их персональные данные обрабатывают и распространяют незаконно, они жалуются в различные инстанции и подают иски в суд. Чем это может закончиться, показали на двух примерах из судебной практики. Опубликовано 12.01.2023. Обновлено 27.04.2024. Публикация УО списка должников еще…
Заключение прямого договора межу банком и РСО помогает увеличить частотность платежей почти в 2 раза ― Тинькофф
Благодаря заключению договора между банком, управляющими и ресурсоснабжающими компаниями частотность оплат удается увеличить с 24% до 45%. Об этом рассказал руководитель продукта «Платежи ЖКХ» Тинькофф Антон Ломакин в ходе выступления на Международной выставки «ЖКХ России — 2024». По данным Росстата, с июля 2022 по июль 2023 года сумма задолженности за услуги ЖКХ выросла на 8,7%…
Собственники утвердили «свой» размер платы. Что делать управляющей организации
Общее собрание собственников должно учитывать предложения управляющей организации при утверждении размера платы за содержание жилья. Однако иногда собственники принимают свой размер платы: кто-то его экономически обосновывает, а кто-то ориентируется лишь на чувство комфорта. Что происходит дальше? Подобрали судебную практику, чтобы показать возможные варианты развития событий. Опубликовано 25.02.2021. Обновлено 26.04.2024. Вариант первый. Управляющая организация не слушается…

Разъяснение Минстроя РФ про взыскание задолженности

Минстрой РФ разъяснил часть 18 ст. 155 Жилищного кодекса РФ про уступку требования просроченной задолженности (письмо от 14 октября 2020 г. № 41140-ОЛ/04) и высказался о том, могут ли ресурсоснабжающие организации привлекать по агентским договорам других лиц для взыскания задолженности за коммунальные услуги.

Больше года назад в Жилищном кодексе РФ появилась норма о запрете уступать третьим лицам, включая банки и коллекторов, право (требование) по возврату просроченной задолженности за жилищно-коммунальные услуги. Управляющая организация, товарищество, кооператив, ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с ТКО могут уступить такое право только вновь выбранной управляющей компании, вновь созданному товариществу, новой ресурсоснабжающей организации или новому региональному оператору (ч. 18 ст. 155 ЖК РФ).

Минстрой РФ указал, что эта норма направлена на социальную защиту прав граждан, так как «уступка прав требований непрофессиональным участникам рынка ЖКУ лишает граждан возможности установления законности требования долга в судебном порядке с участием специально уполномоченных жилищным законодательством участников и исключает дальнейшую передачу денежных средств за потреблённые ресурсы надлежащему кредитору».

В письме разъяснено отличие уступки права (требования) и агентского договора:
  • уступка сопровождается правопреемством, то есть право полностью переходит к новому кредитору, а первоначальный кредитор при этом лишается всех прав на переданные обязательства, выбывая из правоотношений.
  • агентский договор не предполагает никакого правопреемства. По такому договору агент в интересах другой стороны совершает порученные ему юридические и другие действия, «ответственность за действия, направленные на истребование задолженности при этом несёт профессиональный участник рынка жилищно-коммунальных услуг».

То есть это две разные вещи, первая из которых ограничена жилищным законодательством (уже упомянутая ч. 18 ст. 155 ЖК РФ), а вторая таких ограничений не содержит.

Поэтому ресурсоснабжающая организация может привлекать третьих лиц для взыскания задолженности за коммунальные услуги, вправе заключать агентские договоры для сбора денег, при этом не выбывая из жилищных правоотношений с потребителями. Такие договоры она может заключать с кем угодно, так как здесь тоже нет каких-либо ограничений.

Антонина Юдина: