Незаконные представления прокурора в сфере ЖКХ
Самая популярная мера прокурорского реагирования – это внесение представления об устранении нарушений закона. Регламентируется статьей 24 закона о прокуратуре. Материал опубликован 10.02.2023. Обновлен 03.05.2024 В этом материале собрали примеры незаконных представлений, внесенных УО, ТСЖ, РСО Определение Третьего КСОЮ № 8а-13689/2020 (Санкт-Петербург) о претензиях прокурора к решению общего собрания и работе с должниками Согласно представлению,…
Неудачи ИГЖН Пермского края при проведении проверок и привлечении к ответственности
Собрали в этом материале несколько примеров из практики, когда суды признавали незаконными предписания и штрафы ИГЖН Пермского края. Материал опубликован 12.07.2023. Обновлен 03.05.2023. Незаконный штраф за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения Суд признал незаконным постановление ИГЖН Пермского края о назначении наказания за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения. Причина: по мнению суда, законом не…
Перерасчет платы за КР СОИ: за весь 2022 год или только с сентября
Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика. Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в…

Плата за ТКО может начисляться с учётом площади жилого помещения и количества жильцов

Начисление платы за вывоз твёрдых коммунальных отходов (ТКО) исходя из площади жилого дома и количества проживающих не нарушает жилищное и гражданское законодательство. К такому выводу пришёл Верховный Суд РФ (дело № АКПИ21 – 568).

Пояснение-предисловие

Постановление Правительства РФ от № 857 «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг …» предоставляет регионам принимать решение о том, что потребители платят за услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения (абзац первый пункта 4(1)).

Министерство ЖКХ Московской области утвердило нормативы накопления ТКО для индивидуальных жилых домов на территории Московской области. Нормативы были рассчитаны с учётом размера общей площади ИЖД и одного проживающего. По полученному расчёту один жилец ИЖД должен платить в год за 17,210 кубометров ТКО.

История

Жительница Московской области — инвалид 3 группы, ветеран труда, заслуженный работник жилищно-коммунального хозяйства. В доме проживает одна. Пенсионерка полгода замеряла накопление ТКО и установила, что в месяц накапливает контейнер (размером 70 см * 40 см * 40 см) объёмом около 0,112 кубометра. В год это составляет 1,344 кубометра твёрдых коммунальных отходов.

По подсчётам жильца получалось, что объём, который предъявляет ей к оплате региональный оператор:

  • почти в 13 раз превышает фактический объём накопления;
  • в 4,25 раза превышает максимум при нормативе твёрдых коммунальных отходов в кубометрах на одного проживающего.

Собственница посчитала, что такое положение в разы увеличивает финансовую нагрузку и способно ухудшить качество её жизни.

По мнению собственницы, общая площадь жилого помещения (дома) не имеет отношения к накоплению твёрдых коммунальных отходов, поскольку это результат жизнедеятельности человека. Подход к определению нормативов накопления ТКО по регионам разнообразен, несмотря на то, что должен соответствовать реальным параметрам накопления отходов.
Поскольку в её случае перерасчёт невозможен, из-за отсутствия законодательного регулирования её ситуации, собственница обратилась в Верховный Суд РФ с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующим абзац первый пункта 4(1) Постановления № 857.

В иске собственница жилого помещения указывала, что оспариваемые положения Постановления не соответствуют пункту 1 статьи 1 и пункту 5 статьи 3 Гражданского кодекса, части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, нарушают её права.

Позиция Верховного Суда РФ

Правительство РФ в пределах своих полномочий утвердило Правила № 857, которые устанавливают особенности применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам № 354.
Оспариваемый истцом пункт Правил № 857 соответствует жилищному законодательству, законодательству в области обращения с отходами и не нарушает права административного истца.

Верховный Суд указал:

  1. Правительство РФ наделило регионы правом принимать решение об оплате ТКО исходя из общей площади жилого помещения в соответствии с абзацем вторым пункта 148(30) Правил во всех или некоторых муниципальных образованиях.
  2. Правила отсылают к формуле 9(2), согласно которой размер платы за обращение с ТКО (вывоз мусора) определяется исходя из общей площади жилого помещения, нормативов накопления отходов и установленной цены на эту услугу.

Норматив накопления ТКО — это среднее количество отходов, которые образуются в единицу времени (статья 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
Установление нормативов накопления ТКО входит в полномочия регионов.

В итоге Верховный Суд сделал вывод, что доводы административного истца о противоречии обжалуемой нормы пункту 1 статьи 1, пункту 5 статьи 3 Гражданского кодекса РФ не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

Суд указал, что исковые требования основаны на ошибочном толковании оспариваемых положений нормативного правового акта и не могут рассматриваться как противоречащие нормам гражданского законодательства.

Другие материалы про обращение с ТКО

Татьяна Сбеглова: