Перерасчет платы за КР СОИ: за весь 2022 год или только с сентября
Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика. Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в…
Можно ли обязать соседей улучшить звукоизоляцию в квартире
Межэтажное перекрытие — одно из самых «слабых» мест в квартирах. Именно из-за его плохой звукоизоляции может возникнуть ощущение, что соседи сверху как будто живут с вами — так хорошо слышны их шаги и разговоры. Довольно часто такая слышимость становится предметом судебных разбирательств — жильцы требуют обязать соседей сверху улучшить звукоизоляцию межэтажного перекрытия. Но суд не…
С кого запрещено брать комиссию при оплате ЖКУ
Опубликован Федеральный закон от 19.12.2023 № 602-ФЗ "О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ". Изначально речь шла про запрет на взимание комиссии при внесении физическими лицами платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Позже законопроект был изменен таким образом, что теперь поправки не коснутся большинства плательщиков. Закреплено, что…

Что и кто должен доказывать при взыскании задолженности по договорам водоснабжения, заключенным с исполнителями коммунальных услуг

Арбитражный суд Волгоградской области опубликовал Методические рекомендации по определению предмета доказывания по спорам, связанным с водоснабжением и водоотведением. Рассказываем о разъяснениях суда по делам взыскании задолженности по договорам водоснабжения, заключенным с исполнителями коммунальных услуг (управляющие компании, ТСЖ).

В предмет доказывания по этой категории дел входят следующие обстоятельства:

  • Факт заключения договора между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг, либо фактическое оказание коммунальной услуги.
  • Факт поставки воды абоненту (потребителю) через присоединенную сеть и получение ресурса последним.
  • Факт поставки качественного ресурса.
  • Факт оплаты поставленного ресурса.

Факт заключения договора между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг, либо фактическое оказание коммунальной услуги

Факт заключения договора между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг, либо фактическое оказание коммунальной услуги подлежит доказыванию истцом (РСО) путем предоставления суду соответствующего договора, переписки сторон по вопросу заключения договора, доказательств заключения договора в судебном порядке, актов приемки-передачи, универсальных передаточных документов.

Бремя опровержения представленных истцом доказательств возлагается на ответчика (исполнителя коммунальной услуги).

К отношениям ресурсоснабжающей организации и исполнителя коммунальных услуг применяются специальные нормативные акты: Жилищный кодекс РФ, Правила № 124, а также Правила № 354.

Согласно Правилам № 124 заключение такого договора является обязательным как для РСО, так и для исполнителя коммунальных услуг.

Вместе с тем, отсутствие заключенного договора не является основанием к отказу в иске.

В качестве доказательств фактического оказания услуг по водоснабжению предоставляются протоколы общих собраний собственников жилых помещений многоквартирного дома о выборе способа управления – управляющей компанией, товариществом собственников жилья или иным специализированным потребительским кооперативом. Сведения об управлении многоквартирными домами управляющей компанией вносятся в реестр лицензий Волгоградской области.

Если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных письменных доказательств следует, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с пунктом 1 статьи 162 ГК РФ могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. В подобной ситуации управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с пунктом 14 Правил («Обзор судебной практики Верховного Суда РФ 1 (2014)», разд. VI, вопрос 9).

Частью 12 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 ЖК РФ.

Федеральным законом от 03.04.2018 № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ» введена в действие статья 157.2 ЖК РФ, согласно которой при управлении многоквартирным домом управляющей организацией коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ.

Пункт 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ предусматривает право собственников помещений в МКД принять решение о заключении собственниками помещений в МКД, действующими от своего имени, в порядке, установленном Кодексом, соответственно, договора холодного водоснабжения и водоотведения с ресурсоснабжающей организацией.

При наличии такого решения договоры на оказание коммунальных услуг должны быть заключены непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений в многоквартирных домах с даты, определенной в указанном решении. По решению ресурсоснабжающей организации указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца.

Таким образом, независимо от способа управления домом, в Жилищном кодексе РФ с 03.04.2018 предусмотрено право собственников помещений в многоквартирных домах принять на общем собрании решение о заключении с поставщиками коммунальных ресурсов прямых договоров ресурсоснабжения.

Переход на прямые договоры не затрагивает отношения лица, осуществляющего управление МКД, с РСО, сложившиеся в рамках договоров в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД.

Соответственно, плата за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях использования и содержания общего имущества в многоквартирном доме, выставляются ресурсоснабжающей организацией лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом, а последний выставляет соответствующую плату собственникам помещений в многоквартирном доме в составе платы за содержание жилого помещения.

Факт поставки воды абоненту (потребителю) через присоединенную сеть и получение ресурса последним

Факт поставки воды в определенном объеме подлежит доказыванию истцом (РСО) путем предоставления суду актов приемки-передачи, универсальных передаточных документов, срочных донесений.

Бремя опровержения поставки указанного истцом объема возлагается на ответчика (исполнителя коммунальной услуги), в том числе путем предоставления суду контррасчета задолженности.

В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Приоритетным является приборный способ определения объема поставленного коммунального ресурса.

Согласно подпункту «а» пункта 21 (1) Правил № 124 порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома устанавливается с учетом следующего:

объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу – Vпотр, где Vодпу – объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр – объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами №354.

В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то обязательства исполнителя по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимаются равными 0. При этом величина, на которую Vпотр превышает Vодпу, уменьшает объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома в следующем за расчетным периодом расчетном периоде (следующих расчетных периодах).

В качестве доказательств объема предоставляются срочные донесения о показаниях ОДПУ; расшифровки стоимости и корректировок коммунальных ресурсов; ведомости начислений по нормативам и приборам учета; реестры начислений с приведением показаний индивидуальных приборов учета, счета-фактуры.

При возникновении разногласий по объему коммунального ресурса по договору водоснабжения и водоотведения с условиями расчетного обслуживания населения к участию в деле может быть привлечен агент (соответствующий расчетный центр), у которого истребуются необходимые первичные документы: ведомости начислений по нормативам и приборам учета (МКД16); отчеты по сальдо, аналитические отчеты, справки о перечислениях и др.

Факт поставки качественного ресурса

Бремя доказывания надлежащего качества ресурса возлагается на РСО.

Акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, составленный в соответствии с Разделом X Правил № 354, является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги.

При несоответствии состава и свойств холодной воды требованиям законодательства РФ о техническом регулировании, размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с пунктом 2 приложения № 1 к Правилам № 354, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета) в соответствии с пунктом 101 Правил.

Данная норма допускает возможность снижения платы за коммунальную услугу вплоть до полного освобождения потребителя от ее оплаты при несоответствии состава и свойств холодной воды требованиям законодательства РФ, санитарных норм и правил (определение Верховного Суда РФ от 15.04.2019 № 309-ЭС19 – 3328 по делу № А60 – 68219/2017).

Ненадлежащее качество коммунального ресурса может подтверждаться иными доказательствами: показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением экспертов (пункт 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 02.07.2021 № Ф10 – 2401/2021 по делу № А64 – 5479/2020).

При отсутствии возражений потребителя относительно качества поставленного ресурса следует исходить из того, что ресурс поставлен в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Факт оплаты поставленного ресурса

Бремя доказывания факта оплаты возложено на ответчика (исполнителя коммунального ресурса), который вправе представить контррасчет с приложением соответствующего документального подтверждения.

Судебная практика по этой категории дел исходит из того, что доказательством оплаты стоимости ресурса являются: платежные поручения об оплате ресурса непосредственно исполнителем коммунальной услуги, либо первичные документы агента о поступивших платежах от населения (справки о перечислении денежных средств).

Новости ЖКХ: