Арбитражный суд Волгоградской области опубликовал Методические рекомендации по определению предмета доказывания по спорам, связанным с водоснабжением и водоотведением. Рассказываем о разъяснениях суда по делам взыскании задолженности по договорам водоснабжения, заключенным с исполнителями коммунальных услуг (управляющие компании, ТСЖ).
В предмет доказывания по этой категории дел входят следующие обстоятельства:
- Факт заключения договора между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг, либо фактическое оказание коммунальной услуги.
- Факт поставки воды абоненту (потребителю) через присоединенную сеть и получение ресурса последним.
- Факт поставки качественного ресурса.
- Факт оплаты поставленного ресурса.
Факт заключения договора между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг, либо фактическое оказание коммунальной услуги
Факт заключения договора между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг, либо фактическое оказание коммунальной услуги подлежит доказыванию истцом (РСО) путем предоставления суду соответствующего договора, переписки сторон по вопросу заключения договора, доказательств заключения договора в судебном порядке, актов приемки-передачи, универсальных передаточных документов.
Бремя опровержения представленных истцом доказательств возлагается на ответчика (исполнителя коммунальной услуги).
К отношениям ресурсоснабжающей организации и исполнителя коммунальных услуг применяются специальные нормативные акты: Жилищный кодекс РФ, Правила № 124, а также Правила № 354.
Согласно Правилам № 124 заключение такого договора является обязательным как для РСО, так и для исполнителя коммунальных услуг.
Вместе с тем, отсутствие заключенного договора не является основанием к отказу в иске.
В качестве доказательств фактического оказания услуг по водоснабжению предоставляются протоколы общих собраний собственников жилых помещений многоквартирного дома о выборе способа управления – управляющей компанией, товариществом собственников жилья или иным специализированным потребительским кооперативом. Сведения об управлении многоквартирными домами управляющей компанией вносятся в реестр лицензий Волгоградской области.
Если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных письменных доказательств следует, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с пунктом 1 статьи 162 ГК РФ могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. В подобной ситуации управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с пунктом 14 Правил («Обзор судебной практики Верховного Суда РФ 1 (2014)», разд. VI, вопрос 9).
Частью 12 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 ЖК РФ.
Федеральным законом от 03.04.2018 № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ» введена в действие статья 157.2 ЖК РФ, согласно которой при управлении многоквартирным домом управляющей организацией коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ.
Пункт 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ предусматривает право собственников помещений в МКД принять решение о заключении собственниками помещений в МКД, действующими от своего имени, в порядке, установленном Кодексом, соответственно, договора холодного водоснабжения и водоотведения с ресурсоснабжающей организацией.
При наличии такого решения договоры на оказание коммунальных услуг должны быть заключены непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений в многоквартирных домах с даты, определенной в указанном решении. По решению ресурсоснабжающей организации указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца.
Таким образом, независимо от способа управления домом, в Жилищном кодексе РФ с 03.04.2018 предусмотрено право собственников помещений в многоквартирных домах принять на общем собрании решение о заключении с поставщиками коммунальных ресурсов прямых договоров ресурсоснабжения.
Переход на прямые договоры не затрагивает отношения лица, осуществляющего управление МКД, с РСО, сложившиеся в рамках договоров в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД.
Соответственно, плата за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях использования и содержания общего имущества в многоквартирном доме, выставляются ресурсоснабжающей организацией лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом, а последний выставляет соответствующую плату собственникам помещений в многоквартирном доме в составе платы за содержание жилого помещения.
Факт поставки воды абоненту (потребителю) через присоединенную сеть и получение ресурса последним
Факт поставки воды в определенном объеме подлежит доказыванию истцом (РСО) путем предоставления суду актов приемки-передачи, универсальных передаточных документов, срочных донесений.
Бремя опровержения поставки указанного истцом объема возлагается на ответчика (исполнителя коммунальной услуги), в том числе путем предоставления суду контррасчета задолженности.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Приоритетным является приборный способ определения объема поставленного коммунального ресурса.
Согласно подпункту «а» пункта 21 (1) Правил № 124 порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома устанавливается с учетом следующего:
объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу – Vпотр, где Vодпу – объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр – объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами №354.
В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то обязательства исполнителя по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимаются равными 0. При этом величина, на которую Vпотр превышает Vодпу, уменьшает объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома в следующем за расчетным периодом расчетном периоде (следующих расчетных периодах).
В качестве доказательств объема предоставляются срочные донесения о показаниях ОДПУ; расшифровки стоимости и корректировок коммунальных ресурсов; ведомости начислений по нормативам и приборам учета; реестры начислений с приведением показаний индивидуальных приборов учета, счета-фактуры.
При возникновении разногласий по объему коммунального ресурса по договору водоснабжения и водоотведения с условиями расчетного обслуживания населения к участию в деле может быть привлечен агент (соответствующий расчетный центр), у которого истребуются необходимые первичные документы: ведомости начислений по нормативам и приборам учета (МКД16); отчеты по сальдо, аналитические отчеты, справки о перечислениях и др.
Факт поставки качественного ресурса
Бремя доказывания надлежащего качества ресурса возлагается на РСО.
Акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, составленный в соответствии с Разделом X Правил № 354, является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги.
При несоответствии состава и свойств холодной воды требованиям законодательства РФ о техническом регулировании, размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с пунктом 2 приложения № 1 к Правилам № 354, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета) в соответствии с пунктом 101 Правил.
Данная норма допускает возможность снижения платы за коммунальную услугу вплоть до полного освобождения потребителя от ее оплаты при несоответствии состава и свойств холодной воды требованиям законодательства РФ, санитарных норм и правил (определение Верховного Суда РФ от 15.04.2019 № 309-ЭС19 – 3328 по делу № А60 – 68219/2017).
Ненадлежащее качество коммунального ресурса может подтверждаться иными доказательствами: показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением экспертов (пункт 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 02.07.2021 № Ф10 – 2401/2021 по делу № А64 – 5479/2020).
При отсутствии возражений потребителя относительно качества поставленного ресурса следует исходить из того, что ресурс поставлен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Факт оплаты поставленного ресурса
Бремя доказывания факта оплаты возложено на ответчика (исполнителя коммунального ресурса), который вправе представить контррасчет с приложением соответствующего документального подтверждения.
Судебная практика по этой категории дел исходит из того, что доказательством оплаты стоимости ресурса являются: платежные поручения об оплате ресурса непосредственно исполнителем коммунальной услуги, либо первичные документы агента о поступивших платежах от населения (справки о перечислении денежных средств).