Незаконные представления прокурора в сфере ЖКХ
Самая популярная мера прокурорского реагирования – это внесение представления об устранении нарушений закона. Регламентируется статьей 24 закона о прокуратуре. Материал опубликован 10.02.2023. Обновлен 03.05.2024 В этом материале собрали примеры незаконных представлений, внесенных УО, ТСЖ, РСО Определение Третьего КСОЮ № 8а-13689/2020 (Санкт-Петербург) о претензиях прокурора к решению общего собрания и работе с должниками Согласно представлению,…
Неудачи ИГЖН Пермского края при проведении проверок и привлечении к ответственности
Собрали в этом материале несколько примеров из практики, когда суды признавали незаконными предписания и штрафы ИГЖН Пермского края. Материал опубликован 12.07.2023. Обновлен 03.05.2023. Незаконный штраф за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения Суд признал незаконным постановление ИГЖН Пермского края о назначении наказания за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения. Причина: по мнению суда, законом не…
Перерасчет платы за КР СОИ: за весь 2022 год или только с сентября
Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика. Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в…

Отсутствие паспорта готовности МКД к зимнему сезону — административное правонарушение

Арбитражный суд Дальневосточного округа поддержал выводы нижестоящих судов о том, что ТСЖ обоснованно привлечено к административной ответственности из-за вовремя не сданного в администрацию паспорта готовности МКД к отопительному сезону (дело № А73 – 20090/2020).

Амурская городская прокуратура выявила, что ТСН «13‑й квартал» из г. Амурска не получило паспорт готовности МКД к эксплуатации в зимний период. Бездействие расценено как нарушение п. 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда № 170.
Прокуратура составила протокол по статье 7.22 Кодекса РФ об административном правонарушении и направило его в Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края. Управление признало Товарищество виновным и назначило штраф — 40 000 р.

Товарищество не согласилось с привлечением к административной ответственности и обжаловало постановление в арбитражный суд.

Суд первой инстанции признал:
- в действиях товарищества установлен состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено статьёй 7.22 КоАП РФ;
- административный орган привлёк Товарищество к ответственности с соблюдением процедуры, которая установлена законом.
Поэтому в удовлетворении требований Товариществу было отказано.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.

Товарищество обжаловало судебные акты в кассационном порядке. Оно приводило множество доводов в свою защиту:

  • в материалы дела приобщено несколько актов о выполнении целого комплекса работ по подготовке дома к работе в зимний период;
  • истец неоднократно обращался к администрации, лично к председателю приёмной комиссии. дважды записывался на приём к главе администрации, пытаясь обратить их внимание, что многоквартирный дом никем и никогда не осматривался, и явно был риск оставить дом без паспорта готовности;
  • ни в постановлении прокуратуры, ни в постановлении Управления, ни в решении суда первой инстанции, не указано ни одного факта, который бы подтвердил не только систематическое бездействие председателя правления ТСН, который не выполнил бы какой-то вид или набор работ, чем создал бы реальную угрозу жизни и здоровью граждан;
  • ТСН само не вправе выдавать паспорт готовности МКД к отопительному сезону, такт как он (паспорт) должен выдаваться по итогам проверок ОМСУ (п. 9 «Правил оценки готовности к отопительному периоду», утв. приказом Минэнергетики Российской Федерации от 12.03.2013 № 103);
  • акты о выполнении ТСН работ по подготовке дома к зиме в деле приложены, но судом проигнорированы, хотя и упомянуто их наличие;
  • проигнорировано судом первой инстанции, что ТСН несколько раз письменно обращался в ОМСУ с просьбой провести проверку готовности дома на паспорт готовности, что опровергает доводы противной стороны о систематическом неисполнении обязанностей, указанных в ст. 7.22 КоАП РФ, а значит и не может быть основанием для признания ТСН виновным в не выдаче ему паспорта готовности;
  • судом первой инстанции также проигнорированы копии медицинских документов, подтверждающих факт пребывания председателя правления ТСН, с тяжёлой формой ковида в реанимационном отделении больницы № 4 Комсомольска на Амуре;
  • суд не принял во внимание, что комиссией по приёмке МКД не было выполнено распоряжение главы поселения о приёмке домов на паспорт готовности (дом даже не был ими проверен), не был выдан паспорт готовности МКД к отопительному периоду ТСН.

Арбитражный суд Дальневосточного округа не впечатлился этими доводами. Он сослался на следующие правовые нормы:

  • Статья 7.22 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение порядка содержания жилых домов и жилых помещений.
  • Сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на МКД; техническая документация на дом включает акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду (подпункт в(1) пункта 24 Правил содержания общего имущества в МКД № 491).
  • Цель подготовки объектов ЖКХ к сезонной эксплуатации — обеспечение сроков и качества работ по обслуживанию жилищного фонда; сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла (пункты 2.6.1 и 2.6.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда № 170).
  • Готовность объектов ЖКХ к эксплуатации в зимних условиях подтверждают: паспорт готовности дома к эксплуатации в зимних условиях; акты на исправность автоматики безопасности и иные документы (п. 2.6.10 Правил № 170).

Нижестоящие суды установили, что паспорт готовности МКД к эксплуатации в зимний период не сдан в уполномоченный орган — администрацию городского поселения «Город Амурск». Это нарушение п. 2.6.10 Правил № 170.
Как указал кассационный суд, поскольку у Товарищества была возможность соблюдать установленные требования, суды обоснованно посчитали вину ТСЖ доказанной.

При таких обстоятельствах вышестоящая инстанция не нашла оснований для отмены судебных актов.

➜ Другие материалы про подготовку к осенне-зимнему периоду

Татьяна Сбеглова: