Незаконные представления прокурора в сфере ЖКХ
Самая популярная мера прокурорского реагирования – это внесение представления об устранении нарушений закона. Регламентируется статьей 24 закона о прокуратуре. Материал опубликован 10.02.2023. Обновлен 03.05.2024 В этом материале собрали примеры незаконных представлений, внесенных УО, ТСЖ, РСО Определение Третьего КСОЮ № 8а-13689/2020 (Санкт-Петербург) о претензиях прокурора к решению общего собрания и работе с должниками Согласно представлению,…
Неудачи ИГЖН Пермского края при проведении проверок и привлечении к ответственности
Собрали в этом материале несколько примеров из практики, когда суды признавали незаконными предписания и штрафы ИГЖН Пермского края. Материал опубликован 12.07.2023. Обновлен 03.05.2023. Незаконный штраф за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения Суд признал незаконным постановление ИГЖН Пермского края о назначении наказания за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения. Причина: по мнению суда, законом не…
Перерасчет платы за КР СОИ: за весь 2022 год или только с сентября
Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика. Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в…

Верховный Суд РФ про реестр дисквалифицированных лиц

Верховный Суд РФ разбирался, законно ли включать в реестр дисквалифицированных лиц тех руководителей управляющих компаний, чьи лицензии были аннулированы без решения о дисквалификации самого руководителя (решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 15.09.2021 № АКПИ21 – 491).

Заявитель просил признать частично недействующим пункт 3 Положения о ведении реестра дисквалифицированных лиц, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 г. № 1110.

Согласно этому пункту, основанием для включения сведений в реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций является:
- вступившее в законную силу решение суда об аннулировании лицензии или
- вступившее в законную силу постановление суда о применении административного наказания в виде дисквалификации.
Основаниями для исключения сведений из реестра являются:
- истечение предусмотренного срока,
- вступившее в законную силу решение суда об отмене решения суда об аннулировании лицензии или об отмене постановления о дисквалификации либо об изменении вида административного наказания.

История заявителя.
Истец возглавлял управляющую организацию. Он обратился в ГЖИ Санкт-Петербурга с заявлением о допуске к квалификационному экзамену из-за истечения срока действия квалификационного аттестата. ГЖИ отказала в допуске, поскольку в реестре дисквалифицированных лиц содержались сведения о дисквалификации заявителя сроком на 3 года. Эти сведения попали в реестр на основании решения арбитражного суда об аннулировании лицензии УК (ООО «Перспектива Плюс») на управление многоквартирными домами. Причина аннулирования лицензии – компания не управляла никаким домами больше 6 месяцев.
Заявитель попытался оспорить включение себя в список дисквалифицированных лиц, но проиграл суд.

Позиция заявителя.
В решении суда об аннулировании лицензии ничего не сказано про дисквалификацию руководителя. Однако его включили в реестр с дисквалифицированными лицами.
Заявитель указал, что оспариваемая норма на практике толкуется неоднозначно, а именно позволяет автоматически включать руководителей УК в список дисквалифицированных лиц без административного судопроизводства.
Из-за этого нарушаются право на осуществление деятельности по управлению организацией и на получение дохода от профессиональной деятельности (право на труд). А всё потому, что основания для включения в реестр прописаны через союз «или», а не через союз «и»: достаточно одного из них (решение суда об аннулировании лицензии УК), чтобы руководитель оказался в реестре дисквалифицированных лиц.

Суд отказал заявителю.

  • Ведение реестра предусмотрено в ст. 195 Жилищного кодекса РФ. Документ с оспариваемым пунктом утвержден во исполнение этой нормы.
  • Первое предложение оспариваемого пункта 3 соответствует пункту 3 части 1 статьи 195 Жилищного кодекса РФ, предусматривающему существование «реестра лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в МКД и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, ИП, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации (реестр дисквалифицированных лиц)».
  • Реестр содержит сведения не только о лицах, подвергшихся административному наказанию в виде дисквалификации, но и о других лицах – руководителях управляющих организаций, лицензия которых аннулирована.
  • Внесение сведений о единоличном исполнительном органе лицензиата в реестр обусловлено тем, что единоличный исполнительный орган как руководитель лицензиата имеет непосредственное отношение к его деятельности, уполномочен принимать решения, влияющие на исполнение лицензионных требований.

«Ссылки административного истца на то, что основанием для включения сведений в реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций являются два обстоятельства: вступившее в законную силу решение суда об аннулировании лицензии управляющей организации, а также вступившее в законную силу постановление суда о применении административного наказания в виде дисквалификации, являются несостоятельными, поскольку не основаны на нормах жилищного законодательства», – заключил Верховный Суд РФ.

Антонина Юдина: