Перерасчет платы за КР СОИ: за весь 2022 год или только с сентября
Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика. Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в…
Можно ли обязать соседей улучшить звукоизоляцию в квартире
Межэтажное перекрытие — одно из самых «слабых» мест в квартирах. Именно из-за его плохой звукоизоляции может возникнуть ощущение, что соседи сверху как будто живут с вами — так хорошо слышны их шаги и разговоры. Довольно часто такая слышимость становится предметом судебных разбирательств — жильцы требуют обязать соседей сверху улучшить звукоизоляцию межэтажного перекрытия. Но суд не…
С кого запрещено брать комиссию при оплате ЖКУ
Опубликован Федеральный закон от 19.12.2023 № 602-ФЗ "О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ". Изначально речь шла про запрет на взимание комиссии при внесении физическими лицами платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Позже законопроект был изменен таким образом, что теперь поправки не коснутся большинства плательщиков. Закреплено, что…

Обязан ли регоператор по обращению с ТКО вывозить уличный смёт

Смёт с придомовой территории, в том числе листья, — это тоже твердые коммунальные отходы. И региональный оператор по обращению с ТКО обязан вывозить их в рамках единого тарифа. К такому выводу пришел Арбитражный суд Уральского округа (постановление по делу № А76 – 17113/2020).

В Челябинской области регоператор по обращению с ТКО отказался вывозить смёт, в том числе листву, собранный в мешки и контейнеры во время субботников. Точнее, он не захотел делать это в рамках утвержденного единого тарифа.
Регоператор сообщил в Администрацию г. Челябинска о том, что нужны отдельные договоры и по другой цене. Муниципалитет переслал письмо в ТСЖ и УК.

Из-за отказа регоператора отходы вывозили другие организации. В итоге собственники МКД фактически оплачивали услугу по вывозу смета дважды: в составе платы за услугу по вывозу ТКО по единому тарифу и в составе платы за содержание общедомового имущества, как за услугу по вывозу ТКО в период санитарной очистки территории г. Челябинска. 

Позиция регоператора оказалась незаконной. Антимонопольный орган признал отказ нарушением п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ и потребовал:

  • прекратить злоупотребление доминирующим положением и больше его не допускать, а именно: вывозить ТКО, образовавшиеся от уборки придомовых территорий в период санитарной очистки, по утвержденному единому тарифу;
  • отозвать письмо, адресованное управляющим организациям.

Суды первой и апелляционной инстанций, в которых регоператор пытался обжаловать предписание, отказали ему в удовлетворении требований.

Кассационный суд тоже поддержал УФАС:

Доводы кассационной жалобыПозиция суда
Регоператор не обязан вывозить отходы, находящихся вне специально оборудованных мест накопления (контейнерных площадок и площадок для складирования крупногабаритного мусора).Антимонопольный орган установил, что регоператор отказывался в период проведения санитарной очистки вывозить отходы — именно смëт с придомовых территорий (в том числе листву), собранный не только в мешки, но и в контейнеры.
Суды не исследовали возможность отнесения опавшей листвы к такому виду отхода, как уличный смёт с придомовой территории.Отходы (уличный смёт), образующиеся при уборке придомовой территории, учитываются при определении нормативов накопления ТКО (п. 3 Правил определения нормативов накопления ТКО № 269, письмо Минприроды РФ от 11.10.2019 № 08 – 25-53/24802).
Отходы от уборки придомовой территории (вне зависимости от их состава), относятся к ТКО. Они подлежат включению в норматив накопления ТКО, и оператор обязан вывозить такие отходы в рамках договоров на обращение с ТКО.
В действиях регоператора отсутствует состав правонарушения, предусмотренный антимонопольным законодательством (злоупотребление доминирующим положением).
В деле имеет место гражданско-правовой спор.
Отказ регоператора от вывоза уличного смёта нарушает запрет, установленный в п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135 (злоупотребление доминирующим положением), поскольку приводит к прекращению оказания услуги по вывозу ТКО.Регоператор отказался вывозить определенный вид ТКО, являясь доминирующим субъектом. Целью отказа являлось заключение дополнительного договора и ущемление прав заявителей — управляющих организаций.

Другие разъяснения по теме: Относятся ли ветки и листва на территориях домовладений и придомовых территориях к ТКО, кто должен оказывать услуги по вывозу таких отходов: мнение ГД РФ

Александра Павлова: