Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Можно ли не оплачивать ЖКУ, если считать себя гражданином СССР

В интернете на протяжении многих лет распространяется миф о том, что Советский Союз не распался, а собственники квартир — граждане СССР, имеют право не платить за коммунальные услуги. Обоснование – ЖКУ якобы оплачивается за счёт «межбюджетных трансфертов».
Последователи этой теории отказываются от паспорта гражданина РФ, не признают российское законодательство и выстроили целую систему доводов со ссылками на законы, которые, по их мнению, подтверждают эту теорию.

Межрегиональная общественная организация «Граждане СССР» – организация, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации, и которая включена в Перечень общественных объединений и религиозных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

При этом «последователи СССР» почему-то не отказываются приватизировать или покупать квартиры, становиться их собственниками, однако считают, что содержать принадлежащее им имущество обязано государство.

Время от времени суды рассматривают иски «граждан СССР» с требованием вернуть им статус советского гражданина или защитить право не платить за коммунальные услуги.

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции рассмотрел один из таких споров и сделал вывод, что требования «гражданина СССР» основаны на неправильном понимании закона (дело № 88 – 5291/2020).

Собственник квартиры в МКД г. Красноярска не согласился с выставленными ТСЖ «Роща» квитанциями на оплату жилищно-коммунальных услуг. Он посчитал, что платежки не соответствуют требованиям законодательства, должны быть подписаны главным бухгалтером и руководителем ТСЖ.

Собственник неоднократно обращался в ТСЖ с заявлениями, в которых просил предоставить:

  • информацию и платежные документы с подписью и печатями по ГОСТ Р 51511 – 2001;
  • документ-основание, который подтверждает, что СССР не распался, а РФ — продолжатель СССР;
  • документ-основание передачи с баланса СССР на баланс РФ всех активов и пассивов, включая жизнеобеспечивающие ресурсы, которые являются неотделимым достоянием народа, проживающего на данной территории;
  • акт приёма-передачи земельного участка общедомового имущества с баланса СССР/РСФСР на карте РФ;
  • документ-основание на передачу государственного имущества СССР/РСФСР на баланс РФ в виде предприятий жилищно-коммунального комплекса на территории, где проживает заявитель;
  • открытый специальный банковский счёт на организацию/истца с указанием кода – 643, согласно Федеральному закону «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами» и Положения Банка России № 579‑П «О Плане счетов бухгалтерского учёта для кредитных организаций и порядке его применения»;
  • первичный платёжный документ с подписью главного бухгалтера и печатью управляющей организации в соответствии с пп. 6, 7 п. 2 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учёте» и ГОСТ Р 7.0.97 – 2016 Национальный стандарт Российской Федерации;
  • код валюты, которым следует оплачивать первичный платёжный документ с сопроводительным письмом о том, что платёж прошёл по 643 коду, согласно Указу Президента РФ № 822 «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен»;
  • разъяснения о законных основаниях взимания платы за жилищно-коммунальные услуги и о том, почему он не получает нулевых квитанций в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 97 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2016 – 2018 годы»;
  • письменные подтверждения, заверенные печатью ТСЖ, подписью руководителя и главного бухгалтера, что они, действуя в нарушение Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами» и Положения Банка России № 579‑П «О Плане счетов бухгалтерского учёта для кредитных организаций и порядке его применения» не осознают свою личную персональную ответственность предусмотренную Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» и также по статьям Уголовного кодекса РФ.

Кроме того, заявитель просил:
- расторгнуть договор, заключённый между ТСЖ и «человеком Советского Союза гражданином СССР», поскольку ответчик нарушил положения ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» на право потребителя получить необходимую и достоверную информацию об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах);
- разъяснить Постановление Конституционного Суда РФ № 6‑П «По делу о проверке конституционности Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в статью 3 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»».

Не получив желаемого, собственник обратился в суд с иском к ТСЖ и администрации г. Красноярска. Истец потребовал:

  • обязать Товарищество предоставить ответы на запросы;
  • взыскать с Товарищества денежную компенсацию морального вреда 1 000 000 Билетов Банка России;
  • вернуть излишне уплаченные деньги за жилищно-коммунальные услуги, государственную пошлину и все юридические издержки в пользу суда;
  • разъяснить Постановление Конституционного Суда РФ N 6‑П;
  • дать свои комментарии;
  • запросить в Товариществе расширенные выписки по расчётному и лицевому счетам, лицензию на торговлю, в том числе и у ресурсоснабжающих организаций, оригиналы договоров, подписанные между истцом и ответчиком;
  • запросить в Головном расчётно-кассовом центре главного управления Банка России, Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю данные об уплаченных сумм коммунальных платежей на период с 2006 года по 2018 год и на основании этих данных вернуть излишне уплаченные средства на расчётный счёт;
  • обязать администрацию г. Красноярска компенсировать все излишне перечисленные денежные средства и предоставить отчёт о том, на что были потрачены денежные средства, перечисленные из бюджета РФ согласно всем Постановлениям Правительства РФ «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2016 – 2018 годы»;
  • обязать администрацию г. Красноярска выплатить пени по 3% в день от всех сумм компенсаций ЖКХ с момента вступления именной оферты граждан-суверенов СССР в законную силу Акта присоединения к именной Оферте от 18.01.2019 года;
  • запросить фотокопии поземельной (похозяйственной) книги на наличие собственника земельного участка земли под МКД, поскольку имеется информация о том, что вся земля и объекты хозяйственной деятельности находятся в бессрочном пользовании для человека Советского Союза.

Суды отказали «гражданину СССР».

Советский районный суд г. Красноярска в удовлетворении исковых требований отказал. Апелляционная инстанция с решением согласилась.
Истец обжаловал судебные постановления в кассационном порядке.

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции сослался на Жилищный кодекс: управляющая организация, ТСЖ или кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчёты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с ресурсоснабжающими организациями в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ (ст. 155).

Как установила кассационная инстанция, нижестоящие суды установили, что между истцом и Товариществом заключён договор о взаимных обязательствах по содержанию и эксплуатации жилого помещения. Также было установлено, что Товарищество дало ответы на заявления истца.

Кассационная инстанция отклонила доводы жалобы:

  • Суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований в части направления платёжных документов с нулевым балансом, поскольку собственник квартиры обязан оплачивать коммунальные платежи.
  • Платёжные документы, которые выставляются истцу, соответствуют требованиям Постановления Правительства РФ № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
  • Администрация г. Красноярска не получает от собственников помещений в МКД плату за ЖКУ, не относится к органам, которые устанавливают тарифы в жилищной сфере и к органам, которые предоставляют сведения о зарегистрированных правах на земельный участок МКД.

Суды не установили нарушений прав истца ответчиками, поэтому в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда также было отказано.

Другие материалы про граждан СССР:

Про свидетелей/адептов СССР и оплату ЖКУ

Как бороться с гражданами СССР в сфере ЖКХ

Главные темы
Собрание

Общее собрание собственников

Оплата ЖКУ

Оплата услуг в сфере ЖКХ

Содержание жилья

Содержание и текущий ремонт

Отопление

Теплоснабжение многоквартирного дома

Электроснабжение

Электричество в многоквартирном доме

Мусор

Обращение с твердыми коммунальными отходами

Газоснабжение

Поставка газа и газовое оборудование

Водоснабжение

Горячее и холодное водоснабжение, водоотведение

Капремонт

Капитальный ремонт в многоквартирном доме

Лицензирование

Лицензирование и управление многоквартирным домом