Верховный Суд РФ рассмотрел спор о взыскании застройщиком с ТСЖ задолженности за холодную воду (определение СКЭС ВС РФ № 307-ЭС23 – 20474 от 30.01.2024 по делу № А56 – 52721/2022)
Предыстория
В 2015 году в поселке Шушары был введен в эксплуатацию многоквартирный дом. Управлять этим домом стало ТСЖ «Юнион». Оно же являлось исполнителем коммунальных услуг.
При этом МКД был подключен к водопроводным сетям застройщика, присоединенным к сетям ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».
Договора холодного водоснабжения между ТСЖ и ГУП не было. Водоснабжение МКД осуществлялось предприятием через водопроводные сети застройщика и оплачивалось им по расчетам в соответствии с подпунктом «в» пункта 15 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод № 776.
Обращение застройщика в суд
Застройщик обратился в суд, чтобы взыскать с товарищества задолженность за фактически потребленный коммунальный ресурс за несколько месяцев 2021 года.
Суды частично удовлетворили иск. Они пришли к выводу, что нет оснований для освобождения товарищества от возмещения расходов, понесенных застройщиком на оплату холодного водоснабжения МКД, находящегося в управлении ТСЖ. При этом суды указали, что правопритязания истца основаны не на статусе ресурсоснабжающей организации, а на праве требовать возмещения стоимости коммунального ресурса, фактически поставленного в МКД, управление которым осуществляет ответчик (статья 15 ГК РФ).
Товарищество было не согласно с расчетами истца и судов. По его мнению, объем поставленной в МКД холодной воды должен определяться исходя из норматива потребления.
Верховный Суд РФ прислушался к доводам товарищества
Суды нижестоящих инстанций не учли, что в случае, когда подача холодной воды абоненту через присоединенную сеть осуществляется для оказания коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства. В этом случае законы и другие нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу РФ.
- В силу части 1.1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ правила предоставления коммунальных услуг устанавливаются Правительством РФ.
- Эти правила утверждены Постановлением № 354.
- В силу прямого указания пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом этих Правил и других нормативных правовых актов РФ.
- Эти законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большей сумме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами – пользователями коммунальных услуг напрямую от ресурсоснабжающих организаций.
«Следовательно, объем коммунального ресурса, подлежащего оплате товариществом как исполнителем коммунальных услуг, должен определяться в том же порядке, что и объем коммунальной услуги, оплачиваемой конечными потребителями (приложение № 2 к Правилам ПКУ). Указанный порядок направлен на защиту жилищных прав граждан и, следовательно, подлежит применению независимо от фактически сложившихся договорных отношений, обеспечивающих поставку коммунального ресурса в МКД».
Спор направлен на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Похожие истории:
Оплата застройщиком тепловой энергии, потребленной в новостройке