Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Могут ли собственники установить «тариф» за содержание жилья ниже муниципального

Самостоятельное снижение собственниками размера платы за содержание жилья суды по иску управляющей организации могут признать недействительным. При этом «под раздачу» могут попасть и другие решения, принятые на общем собрании собственников. Шансы на победу у управляющей организации выше, если собственники утверждают размер платы ниже, чем это установлено муниципалитетом. 

Опубликовано 24.10.2023. Обновлено 15.02.2024

Случай из Свердловской области

В МКД под управлением ООО «Асто» (г. Среднеуральск Свердловской области) на ОСС в 2022 году были приняты решения:
— об утверждении тарифа на содержание и ремонт в размере 20,58 р./кв.м.;
— о наделении совета МКД полномочиями на «принятие решений об использовании денежных средств текущего ремонта».

Эти решения собственников УК оспорила в суде и обосновала иск так:
— Тариф в размере 20,58 р./кв.м. был утвержден постановлением муниципалитета в 2020 году. В 2022 году муниципалитет утвердил минимальный тариф на содержание и ремонт жилья в размере 21,88 р./кв.м. Этот тариф позволяет УК выполнять Минимальный перечень услуг и работ № 290, более низкий тариф – нет.
— Перечень работ и услуг, указанный в протоколе ОСС в качестве обоснования тарифа, не предусматривает ряд обязательных работ.
— Жилищный кодекс не содержит таких полномочий ОСС как наделение совета дома полномочиями на принятие решений «на использование средств текущего ремонта». Принятие подобных решений может привести к недостаточности финансирования работ по устранению аварий и работ, выполняемых по предписаниям госорганов.

Суды трех инстанций согласились с доводами УК и признали решения ОСС недействительными (определение 7 КСОЮ по делу № 88 – 22449/2023):

  • Работы и услуги, входящие в Минимальный перечень услуг и работ № 290 обязательны к выполнению. По решению собственников этот перечень может быть дополнен, но не урезан.
  • При утверждении тарифа на содержание и ремонт собственникам следует учитывать рыночную стоимость услуг и работ, входящих в минимальный перечень, текущее состояние и степень износа общего имущества, необходимость дополнения перечня иными видами работ. Собственникам следует принимать во внимание предложения УК, обоснованные сметами расходов.
  • Тариф на содержание и ремонт не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в МКД и отвечать требованиям разумности (ч. 1, 7 ст. 156 ЖК РФ, п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 22, Постановление КС РФ от 29.01.2018 № 5‑П).
  • Тариф 20,58 р./кв.м. установлен произвольно и не отвечает требованиям разумности.
  • ОСС вправе наделить совет МКД полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в МКД (п. 4, 4.2 ст. 44 ЖК РФ). А оспариваемым решением ОСС предоставлены полномочия принимать решения об «использовании средств текущего ремонта». Уполномочить совет дома на принятие подобных решений нельзя. Это противоречит формулировкам Жилищного кодекса и, действительно, может привести к недофинансированию работ УК.

Похожая история из Иркутской области

В одном из МКД Иркутской области по инициативе членов совета дома было проведено ОСС, на котором собственники приняли ряд решений:

  • утвердили на 2022 год плату за услуги охраны тепловых узлов 0,37 р./кв.м. и тариф на содержание общего имущества МКД в размере 15,14 р./кв.м.;
  • обязали УК произвести за ее счет засыпку фундаментных ям в подвале.

УК обратилась в суд с иском о признании недействительными таких решений ОСС, указав следующее:
- Изначально по договору управления МКД, заключенному с застройщиком дома, тариф составлял 20,67 р./кв.м. Впоследствии из содержания исключили плату за вывоз ТБО и освещение МОП, и тариф уменьшился до 15,51 р./кв.м. Даже этот тариф недостаточен для надлежащего содержания общедомового имущества. Поэтому на «параллельном» ОСС, проводимом по инициативе УК, предлагался тариф на 2022 год 20,15 р./кв.м. Он рассчитан УК на базе Минимального перечня услуг и работ № 290 исходя из стоимости трудовых, материальных ресурсов, расходов на эксплуатацию машин и механизмов, прибыли, НДС.
- Минимальный размер платы за содержание и текущий ремонт, утвержденный ОМСУ, – 22,84 р./кв.м., из них: содержание – 20,46 р./кв.м., текущий ремонт – 2,38 р./кв.м.
- Тариф на содержание 15,14 р./кв.м. установлен собственниками произвольно, без экономического обоснования, без учета предложений УК и постановления ОМСУ. Такой тариф не позволит УК оказывать услуги в полном объеме. УК грозит административная ответственность за несоответствие объема и качества оказываемых услуг требованиям закона.
- Тариф за услуги охраны тепловых узлов в размере 0,37 р. недостаточен для оплаты таких услуг. По договору на обслуживание охранной сигнализации и тревожной кнопки УК вносит абонентскую плату 1000 р. в месяц, а собственники приняли решение оплачивать только 304,03 р. (0,37 р. х 821,7 кв.м. (общая площадь всех помещений)).
- Обязание УК произвести работы в отношении общедомового имущества (устранить строительные недостатки) за счет средств компании, а не собственников, противоречит действующему законодательству.

Материал написан для сайта ЖКХ Ньюс. Если вы читаете его в другом месте, значит, владельцы этого места бессовестные плагиаторы, которые даже не читают, что копируют. Рекомендуем отписаться.

Суды трех инстанций (определение 8 КСОЮ по делу № 88 – 15208/2023) признали решения ОСС недействительными, руководствуясь следующим:

  • Размер платы за содержание и ремонт жилья не может устанавливаться ОСС произвольно, он должен быть разумным и обеспечивать содержание общего имущества в МКД в соответствии с требованиями законодательства (п. 14, 16 постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 22, постановление КС РФ от 29.01.2018 № 5‑П).
  • Стороны договора управления МКД не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения и размер платы за содержание жилья.
  • Решение ОСС о снижении тарифа на содержание жилья до 15,14 р./кв.м. ничтожно, поскольку принято собственниками за пределами своей компетенции, в отсутствии предложений УК и экономически обоснованного расчета (ч. 1, 7 ст. 156 ЖК РФ).
  • Доводы председателя совета МКД том, что тариф ОМСУ завышен, несостоятельны, поскольку этот тариф не признан недействительным.
  • Работы по засыпке фундаментных ям в подвале за счет средств на содержание общего имущества не предусмотрены ни Правилами осуществления деятельности по управлению МКД № 416, ни договором управления домом. При этом ОСС не принималось решений о выполнении таких работ за счет средств собственников.

Кроме того, суды учли, что имеются судебные акты преюдициального значения. Ранее суды признали недействительными аналогичные решения ОСС об утверждении тарифов, а также отказали в удовлетворении требований председателя совета МКД о проведении работ по засыпке фундаментных ям.

Отслеживать новую практику про совет МКД удобнее на нашем канале “Совет многоквартирного дома”

Ad 2
Реклама. ООО «Служба правовых извещений» ИНН 0278195730 Erid 2Vtzqvs2poa
Главные темы
Собрание

Общее собрание собственников

Оплата ЖКУ

Оплата услуг в сфере ЖКХ

Содержание жилья

Содержание и текущий ремонт

Отопление

Теплоснабжение многоквартирного дома

Электроснабжение

Электричество в многоквартирном доме

Мусор

Обращение с твердыми коммунальными отходами

Газоснабжение

Поставка газа и газовое оборудование

Водоснабжение

Горячее и холодное водоснабжение, водоотведение

Капремонт

Капитальный ремонт в многоквартирном доме

Лицензирование

Лицензирование и управление многоквартирным домом