Неудачная попытка переложить на ОМСУ обязанность по содержанию канализационной насосной станции
Приют бездомных животных пожаловался в администрацию г. Северодвинска Архангельской области на то, что его территорию затапливает из колодца фекальной канализации. Как выяснилось, причина этого явления — неработающая канализационная насосная станция № 19 (КНС), находящаяся в собственности ИП.  Летом 2022 г. администрация дважды требовала от ИП возобновления работы КНС. Но предприниматель отвечал, что оформляет право собственности…
Может ли собрание разрешить ТСЖ обработку персональных данных
Житель Пермского края обратился в суд с иском к инициатору общего собрания собственников МКД. Одно из принятых решений касалось дачи товариществу согласия на обработку персональных данных в соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона «О персональных данных» № 152-ФЗ. Такое решение истец (среди прочего) просил признать недействительным, так как оно нарушает права в сфере…
Может ли УО уступить право (требование) по взысканию долгов за ЖКУ
По общему правилу — не может. Исключения из этого правила есть, но рассмотренных случаев они не касаются. Привели три примера, когда новым кредиторам не удалось взыскать с жильцов задолженность по оплате ЖКУ. Причина: уступка права (требования) совершена с нарушением действующего законодательства. Опубликовано 15.06.2023. Обновлено 17.05.2024. Пример из Челябинской области Житель Челябинской области задолжал за коммунальные…

Можно ли создать ТСЖ в доме, где все помещения – в государственной собственности

Администрация г. Воронежа опубликовала (на torgi.gov.ru) извещение о проведении конкурса на право заключения договора управления МКД. Через несколько дней организатор конкурса получил письмо от ТСЖ «Грамши 74», в котором сообщалось, что конкурс необходимо отменить, поскольку несколькими месяцами ранее единоличный собственник всех помещений в МКД (Министерство обороны РФ) выбрал и реализовал способ управления домом – управление ТСЖ. К письму прилагался протокол «общего собрания собственников» (а фактически – одного собственника) о выборе способа управления МКД.

Администрация конкурс отменила, но это не устроило УК, имеющую намерения в нем участвовать. УК обжаловала действия организатора конкурса в УФАС по Воронежской области. Антимонопольная служба признала решение администрации об отмене конкурса по отбору УК незаконным и вынесла соответствующее предписание. ТСЖ не сдалось – обратилось в суд с иском о признании незаконным уже решения УФАС.

Суды первой и апелляционной инстанций сказали:

  • Решение УФАС незаконное, и вот почему. В ч. 2 ст. 163 ЖК РФ указано, что ОМСУ проводит открытый конкурс по отбору УО для тех МКД, в которых все помещения находятся в собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования. Но ч. 2 ст. 163 ЖК РФ применяется не как обособленная норма, а во взаимосвязи со ст. 44 – 48, 161, 200 ЖК РФ. А из этих норм следует, что конкурс проводится, в частности, в случае, если в течение 6 месяцев до дня его проведения ОСС не выбрало или не реализовало способ управления МКД.
  • Да, в данном случае, нет ОСС как такового, а есть единоличный собственник всех помещений. Но протокол ОСС оформлен правильно, в суде не оспорен, и ГЖИ Воронежской области вынесла решение об отсутствии в этом протоколе признаков ничтожности.

Но кассационная инстанция рассудила иначе.

Специфика управления МКД со 100% долей собственности государства заключается в том, что в таких объектах все имущество принадлежит единственному собственнику и, соответственно, предмет общего собрания отсутствует. Управление такими МКД осуществляется только путем заключения договора управления с организацией, выбираемой по результатам открытого конкурса.

В Определении Конституционного суда РФ от 30.03.2023 № 697‑О разъясняется:
«Федеральным законом от 28 января 2020 года № 4‑ФЗ, вступившим в силу 8 февраля 2020 года, были внесены изменения в статьи 161 и 163 ЖК РФ. С этого момента правило об установлении уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти порядка управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, утратило юридическую силу. Вместо этого начало действовать правило статьи 163 ЖК РФ, определяющее для названных домов единственно возможный способ управления – управление управляющей организацией и предписывающее органу местного самоуправления провести открытый конкурс по отбору такой организации. Данная норма обеспечивает реформирование ранее сложившегося порядка управления находившимися в государственной собственности многоквартирными домами в целях развития конкуренции в данной сфере отношений во исполнение требований статей 8, 19, 34, 35 и 40 Конституции РФ и в то же время воплощает волю собственника имущества – Российской Федерации на распоряжение им». 

Следовательно, оспариваемое решение УФАС по Воронежской области – законное и обоснованное. Конкурс по отбору УО должен быть проведен (Постановление АС Центрального округа по делу № А14 – 13970/2022).

История написана для нашего Telegram-канала «ТСЖ (ТСН) – судебная практика»

Елена Шоломова: