ТСЖ не ведет исковую и претензионную работу. Можно ли взыскать с него плату за управление жилым фондом
Жительница г. Тюмени (К.) обратилась в суд, так как посчитала: ТСЖ нарушает ее права как потребителя, поскольку на протяжении последних трех лет не занимается претензионной и исковой работой. В связи с этим К. обратилась к товариществу с претензией о возврате средств за «управление жилым фондом» — 35 142 рубля. Не получив ответ, подала иск в…
Самовольное остекление балкона — демонтировать или оставить (подборка судебной практики)
Суды нередко обязывают жильцов МКД демонтировать балконное остекление. Причин для этого несколько: изменение архитектурного облика здания, увеличение нагрузки на несущие конструкции, отсутствие разрешительной документации и согласия других собственников МКД на использование общедомового имущества, потенциальный риск для жизни и здоровья других лиц. Однако иногда отстоять непроектное балконное остекление всё же удается. Подобрали на эту тему несколько…
Можно ли сэкономить на капремонте при спецсчёте, если во время ремонта сменить владельца этого счёта
В Приморском крае собственники весной 2022 года решили провести капремонт за счет денег, собранных на спецсчёте, владельцем которого была УО - ООО «Олимп». Однако через полгода те же собственники приняли другое решение - о досрочной смене управляющей организации на ООО УК «Сити-Сервис», которая и стала новым владельцем спецсчёта. Таким образом, старая УО осталась должна подрядчикам…

Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора путает предостережение с предписанием

Собрали несколько случаев из практики, когда суды отменяли предостережения Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора из-за изложения в них требований об устранении допущенных нарушений.

Материал опубликован 07.07.2023. Обновлен 23.11.2023.

Незаконное предостережение по вопросу корректировки платы за отопление

Результат: суд отменил предостережение Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора о неправильной корректировке платы за отопление.
Причина: орган жилнадзора предложил РСО осуществить действия, направленные на устранение уже состоявшегося нарушения, а не для недопущения нарушений в будущем (дело № А29 – 16300/2022).

В Службу Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора поступила жалоба жильца МКД в с. Зеленец на корректировку МУП «Энергия» платы за отопление за 2021 год.

Надзорный орган установил, что РСО неправомерно применила пункт 59 Правил № 354 для расчёта среднемесячного объёма тепловой энергии к летним месяцам 2021 года (июль, август), с учётом чего объявила предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

В предостережении служба потребовала исключить из расчёта среднемесячного объема потребленной энергии за 2021 год июль и август 2021 года и произвести жителям МКД корректировку размера платы за отопление за 2021 год. 

МУП «Энергия» не согласилось с предостережением и обжаловало его в суде. 

Предприятие полагало, что произвело корректировку за тепловую энергию за 2021 год в соответствии с действующим законодательством и правильно применило пункт 59(1) Правил № 354.

Арбитражный суд не согласился с такой позицией предприятия и отметил, что плата за отопление может определяться исходя из рассчитанного среднемесячного объёма потребления коммунального ресурса, исключая месяцы вне отопительного периода.

Суд указал, что у предприятия при корректировке платы за 2021 год отсутствовали основания для применения пунктов 59, 59(1) Правил № 354 по отношению к летним месяцам этого года.

При этом суд признал незаконным предостережение Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора из-за его несоответствия правовой природе данного акта.

Объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований это профилактическое мероприятие, которое имеет цель принятия мер по недопущению в будущем нарушений обязательных требований.
“Предложенные ответчиком в предостережении от 12.10.2022 конкретные действия направлены на устранение нарушений за прошлое время, что не соответствует вышеизложенным положениям закона и, как следствие, нарушает права и законные интересы Предприятия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Фактически надзорный орган облек в форму предостережения предписание, выдаваемого в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 2 статьи 90 Закона № 248-ФЗ”. 

Ещё одно предостережение по этому же вопросу

Результат: суд признал недействительным в части предостережение надзорного органа Республики Коми о недопустимости ошибок при расчёте корректировки платы за отопление.
Причина: по мнению суда, надзорный орган выдал РСО предостережение, но изложил требования как в предписании (дело № А29 – 5111/2023).

Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) проверила правильность проведённой МУП “УКР” МО ГО “Сыктывкар” корректировки платы за отопление по одному из МКД в Сыктывкаре.

Выяснилось, что предприятие при корректировке за 2022 год учло не только объём тепловой энергии на цели отопления, но и тепловую энергию на подогрев холодной воды. 

Служба объявила РСО предостережение и потребовала заново произвести расчёт корректировки за 2022 год по МКД, на этот раз в соответствии с требованиями пунктов 42(1) и 43 Правил № 354. В дальнейшем предлагала производить расчёт платы исходя из среднемесячного объёма потребления тепловой энергии на отопление по показаниям ОДПУ за предыдущий год. А при проведении корректировки платы за отопление учитывать только тепловую энергию на цели отопления.

Муниципальное предприятие не согласилось с предостережением и обжаловало его в суде.

Суд первой инстанции признал недействительным предостережение в части возложения на РСО обязанности произвести перерасчёт платы за отопление по дому за 2022 год.

Суд напомнил, что “предостережение является документом, информирующим контролируемое лицо об обстоятельствах, которые могут привести к нарушению обязательных требований, предлагая последнему тем самым изменить фактическое поведение и принять меры по обеспечению соблюдения требований законодательства”.

Служба попыталась обжаловать решение суда в апелляционной инстанции, ссылаясь на то, что не могла выдать предписание из-за действовавших законодательных ограничений.

Но апелляционный суд отметил, что это не оправдание: “Установленные Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 “Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля” ограничения на выдачу предписаний не предполагают возможность фактической подмены указанного ненормативного правового акта предостережением в случае выявления нарушений жилищного законодательства”.

Материал написан для нашего Telegram-канала «Жилищный инспектор»

Нина Бадьина: