В рамках региональной программы капитальный ремонт фасада (наружных стен) МКД должен был состояться еще в 2019 г. Однако ФКР этот срок пропустил, а в краткосрочные планы реализации региональной программы на 2018 — 2020, 2021 — 2023 гг. соответствующие работы не включены. Состояние фасада МКД оставляет желать лучшего, поэтому собственник обратился в суд. В исковом заявлении просил обязать ФКР в срок до 01.09.2023 обеспечить проведение капремонта фасада с его утеплением.
Представитель Правительства и Минстроя Республики Коми пояснил: МКД не был включен в краткосрочные планы, потому что от органа местного самоуправления соответствующее предложение не поступало.
Довод ФКР: расходование денежных средств на капремонт, не предусмотренный краткосрочным планом, приведет к ущербу и нарушению прав собственников тех домов, которые в такой план включены. То есть, денег на всех не хватит.
Суды трех инстанций удовлетворили исковые требования (определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции № 88 – 8204/2023).
Из заключения специалиста следует, что общее техническое состояние ограждающих конструкций МКД предаварийное. Срок эксплуатации кирпичных стен без капремонта превышен на восемь с половиной лет и более. С фасада систематически падают элементы кирпичной кладки и куски цементного раствора, что влечет угрозу жизни и здоровью жильцов дома, третьих лиц. Необходим неотложный капремонт фасада МКД.
В акте, составленном по результатам осмотра МКД, консультант Государственной жилищной инспекции по г. Сыктывкару и Корткеросскому району указал на необходимость восстановить штукатурный и окрасочный слои облицовки с внешней стороны стен МКД, а также выполнить ремонт крылец, восстановить стены пристроек входов в подвальное помещение.
Таким образом, МКД включен в региональную программу капремонта. Срок проведения капитального ремонта фасада установлен на 2019 г. На момент рассмотрения дела работы так и не были выполнены. Доказательства необходимости неотложного капремонта фасада МКД представлены.
Что касается приведенных доводов о нехватке средств и невключении дома в краткосрочный план, то суды отметили: «недостаточность средств фонда капитального ремонта, равно как и отсутствие краткосрочных планов реализации региональной программы, не являются основанием для освобождения регионального оператора от обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и именно на региональном операторе лежит обязанность обеспечить финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме за счет любых не запрещенных законом средств».
Апелляционный суд также обратил внимание на то, что список МКД, включенных в краткосрочный план на 2021 — 2023 гг. не был окончательным. Перечень МКД в нем неоднократно изменялся путем внесения изменений в соответствующее постановление Правительства Республики Коми.
С учетом указанных обстоятельств у судов не было оснований для отказа в иске.
➜ Незаконный перенос сроков капремонта на более поздний период
➜ Больше материалов про капремонт общего имущества МКД