Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Незаконный перенос сроков капремонта на более поздний период

Подобрали два случая из судебной практики, когда жильцам МКД удалось оспорить перенос сроков капитального ремонта. А всё потому, что он осуществлялся без соответствующего решения общего собрания собственников.

Опубликовано 03.11.2022. Обновлено 28.05.2024.

Случай из Самарской области

Собственникам удалось убедить суды в том, что власти Самарской области незаконно перенесли сроки капремонта МКД на более поздний период — «всего-то» на 20 лет.

В 2013 г. Правительство Самарской области утвердило региональную программу капремонта и перечень МКД, где планируется проведение соответствующих работ (далее — Перечень). Первоначальная редакция этого Перечня предусматривала, что капремонт внутридомовых инженерных систем электро‑, тепло‑, газо‑, водоснабжения и водоотведения, а также ремонт подвальных помещений в МКД № 155 по ул. Ставропольской г. Самары запланирован на 2021 год (строка Г 1 – 8099).

Постановлением от 6 апреля 2017 г. эти работы были перенесены на 2039 — 2041 гг. Собственники одной из квартир МКД не согласились со столь отдалившейся перспективой капремонта и пошли в суд с административным иском.

Суд первой инстанции удовлетворил его частично: признал строку Г 1 – 8099 с указанием на проведение капремонта внутридомовых инженерных систем и подвальных помещений МКД в 2039 — 2041 гг. недействующей со дня вступления судебного решения в законную силу. Касается это как постановления Правительства Самарской области от 6 апреля 2017 г., так и более поздних его редакций от 19 мая, 25 ноября и 26 декабря 2022 г.

В обязании Минэнерго и ЖКХ, а также Правительства Самарской области указать в строке Г 1 – 8099 плановый период проведения капремонта МКД на 2025 — 2027 гг. административным истцам было отказано, «поскольку внесение изменений в нормативный правовой акт не относится к компетенции суда».

Апелляционный и Шестой кассационный суд общей юрисдикции оставили вынесенное решение без изменений (определение № 88а-16368/2023). При этом исходили суды из того, что вопреки ч. 4 ст. 168 Жилищного кодекса РФ, общее собрание собственников МКД не принимало решение о переносе капремонта на более поздний срок.

В обоснование своей позиции административные ответчики ссылались на необходимость:
— актуализировать региональную программу в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 168 ЖК РФ и ч. 1 ст. 20 Закона Самарской области от 21.06.2013 «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных жилых домах, расположенных на территории Самарской области» № 60-ГД;
— учесть требования ст. 35 того же Закона № 60-ГД в части, касающейся объема средств, который региональный оператор ежегодно вправе израсходовать на финансирование региональной программы капремонта.

Однако суды эти доводы отклонили, так как они не отменяют положения ч. 4 ст. 168 ЖК РФ о переносе сроков капремонта на более поздний срок по решению ОСС.

Довод о том, что в связи с вносимыми в региональную программу изменениями затруднительно получить решения ОСС со всех МКД, также не является основанием для изменения сроков капремонта в отсутствие этих решений.

Случай из Свердловской области

В 2014 г. Правительство Свердловской области утвердило Региональную программу капремонта общего имущества МКД на 2015 — 2044 гг. Однако впоследствии этот нормативный акт претерпевал неоднократные изменения. Перечень МКД, подлежащих капремонту (далее — Перечень), актуализировался и излагался в новой редакции.

Изначально капремонт одного из МКД был запланирован на 2024 — 2026 гг., но очередным постановлением правительства Свердловской области этот срок был изменен на 2030 — 2032 гг. (строка 25079 в актуальном Перечне).

Собственник квартиры в указанном доме остался недоволен таким нормативным регулированием и обратился в суд. В административном иске просил признать не действующей строку 25079 Перечня в части указания планового периода проведения капремонта МКД (2030 — 2032 гг.).

Суд первой инстанции удовлетворил административный иск. При этом указал на то, что общее собрание собственников МКД не принимало решение о переносе срока проведения капремонта на более поздний период. Также суд не установил обстоятельств, которые предусмотрены ч. 4 ст. 168 Жилищного кодекса РФ и могли послужить основанием для переноса срока без решения общего собрания собственников.
Второй апелляционный суд общей юрисдикции (определение по делу № 66а-1079/2022) оставил вынесенное решение без изменений.

Больше материалов про капитальный ремонт МКД

Главные темы
Собрание

Общее собрание собственников

Оплата ЖКУ

Оплата услуг в сфере ЖКХ

Содержание жилья

Содержание и текущий ремонт

Отопление

Теплоснабжение многоквартирного дома

Электроснабжение

Электричество в многоквартирном доме

Мусор

Обращение с твердыми коммунальными отходами

Газоснабжение

Поставка газа и газовое оборудование

Водоснабжение

Горячее и холодное водоснабжение, водоотведение

Капремонт

Капитальный ремонт в многоквартирном доме

Лицензирование

Лицензирование и управление многоквартирным домом