Чем грозит собственникам «упрощенная ликвидация» ТСЖ
Временное отсутствие платы за содержание жилья приводит к тому, что в дальнейшем расходы на восстановление общего имущества возрастают. То же самое касается восстановления утраченной технической документации. Чем дольше тянуть с поиском и выбором новой УО — тем сложнее будет найти достойного претендента с приемлемой стоимостью обслуживания.
УО обязана содержать придомовую территорию, даже если участок не сформирован
Суды признают недействительными предписания ГЖИ Московской области по поводу оплаты содержания придомовой территории, так как УО обязана содержать придомовую территорию, даже если участок не сформирован. Опубликовано 12.02.2023. Обновлено 21.05.2024 ГЖИ Московской области против ООО УК «КАПРО» От ООО УК «КАПРО» потребовали перерасчет платы за содержание придомовой территории, так как участок не сформирован и расположен на…
Неудачная попытка переложить на ОМСУ обязанность по содержанию канализационной насосной станции
Приют бездомных животных пожаловался в администрацию г. Северодвинска Архангельской области на то, что его территорию затапливает из колодца фекальной канализации. Как выяснилось, причина этого явления — неработающая канализационная насосная станция № 19 (КНС), находящаяся в собственности ИП.  Летом 2022 г. администрация дважды требовала от ИП возобновления работы КНС. Но предприниматель отвечал, что оформляет право собственности…

Собственникам удалось сохранить шлагбаум на придомовой территории

Жильцам одного из МКД г. Зеленодольска Республики Татарстан не нравилось и казалось небезопасным, что проезд к гаражному кооперативу проходит по их придомовой территории, а заодно и между двумя детскими площадками.
Собственники обращались в исполком Зеленодольского муниципального района (далее — Исполком) с просьбой организовать альтернативный проезд к ГСК. Новую дорогу им пообещали, но точных сроков выполнения работ не назвали. 

Тогда собственники МКД взяли инициативу в свои руки: провели общее собрание и на въезде во двор решили установить шлагбаум — «в целях обеспечения безопасности жителей МКД на придомовой территории и детей, играющих на детских площадках, предотвращения несчастных случаев, а также сохранения общего имущества (придомовой асфальтовой территории)».
При этом жильцы руководствовались п. 17.2 Правил дорожного движения РФ от 23.10.1993 № 1090, который запрещает сквозное движение механических транспортных средств в жилой зоне.

Собственники предусмотрели дополнительные расходы на изготовление ключей для УК и спецслужб, а также направили протокол собрания и технический проект установки шлагбаума в различные ведомства (ГИБДД, Исполком, департамент ЖКХ, МЧС). 

Шлагбаум занял свое место на придомовой территории, но владельцам гаражей в ГСК такое перекрытие проезда не понравилось. Исполком на их жалобы отреагировал и поручил управляющей компании принять меры по демонтажу шлагбаума. При этом ссылался на п. 8.2.30 Правил благоустройства территории МО «Город Зеленодольск», запрещающий устанавливать ограждения придомовых территорий без согласования с Исполкомом и решения общего собрания собственников. Решение ОСС в данном случае есть, а вот Исполком своего согласия на установку шлагбаума не давал.

Уполномоченное собственниками лицо (административный истец) обратилось в суд, чтобы признать решение Исполкома о демонтаже шлагбаума незаконным. В обоснование требований административный истец указал:

  • Шлагбаум — это не ограждение, а техническое средство организации движения. Его установили для того, чтобы на придомовую территорию не въезжал транспорт. Проезжей части там нет.
  • «Для организации проезда через придомовую территорию необходимо представить соответствующую утвержденную планировку, но Совету МКД в качестве основания удаления шлагбаума она не предъявлялась».

Суды трех инстанций удовлетворили исковые требования и признали незаконным решение Исполкома, оформленное письмом о принятии мер по демонтажу шлагбаума (определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции № 88а-9199/2023).

Решение об установке шлагбаума при въезде на придомовую территорию (на земельном участке, входящем в состав общедомового имущества) принято уполномоченным органом — общим собранием собственников — в пределах его компетенции. Кворум имеется, принятое решение в законном порядке никем не оспорено и недействительным не признано.

Пункт 8.2.30 Правил благоустройства запрещает устанавливать ограждения придомовых территорий без согласования с Исполкомом. Однако не доказано, что шлагбаум является одним из видов ограждений (столбики, цепи, заборы и т. д.), очистку придомовой территории от которых должна осуществлять УК в соответствии с п. 2.5.6 тех же Правил.
По смыслу п. 1.5 ПДД РФ от 23.10.1993 № 1090, шлагбаум является техническим средством организации движения.

Тот же п. 8.2.30 Правил благоустройства запрещает самовольное перекрытие внутриквартального проезда шлагбаумом. Однако в данном случае установка шлагбаума на придомовой территории не была самовольной, поскольку на общем собрании собственники заранее приняли соответствующее решение. 

Также из материалов дела и пояснений представителя Исполкома в заседании кассационного суда следует, что к территории ГСК имеется иной обустроенный проезд. А значит, установка шлагбаума не нарушает права и законные интересы иных лиц, в частности, владельцев гаражей в ГСК.

Таким образом, требование Исполкома о демонтаже шлагбаума «не только не соответствует требованиям законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих спорные отношения, и не направлено в защиту конкретного круга лиц, но и влечет ущемление прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме на распоряжение принадлежащим им имуществом».

Больше материалов про шлагбаумы на придомовой территории

Александра Павлова:
Related Post