Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Кто отвечает за поверку (замену) счетчика в муниципальной квартире

По закону об энергосбережении обязанность установить счетчики лежит на собственнике. Отсюда можно предположить, что и поверка прибора учета – забота собственника, то есть для муниципальной квартиры – администрации (местных властей). Однако на практике дело обстоит иначе, и поверку счетчика зачастую перекладывают на плечи нанимателя.

Правила предоставления коммунальных услуг № 354 регулируют права и обязанности потребителя, при этом потребителем выступают не только собственники помещения, но и лица, пользующиеся на другом законном основании помещением в многоквартирном доме и потребляющие коммунальные услуги.

Потребитель обязан обеспечивать проведение поверок индивидуальных счетчиков и использовать приборы учета, прошедшие поверку (п. 34 Правил № 354).

Позиция Верховного Суда РФ

Еще в 2014 году нормы о поверке оспаривались в Верховном Суде РФ (решение Верховного Суда РФ от 05.12.2014 № АКПИ14 – 1211).

Тогда заявитель просил признать частично недействующими:

  • абзац 15 пункта 2 Правил в части понятия «потребитель» в той мере, в какой данное понятие обязывает нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и членов их семей вступать в договорные отношения с управляющими и ресурсоснабжающими организациями по вопросу предоставления коммунальных услуг;
  • подпункт «д» пункта 34 Правил в части, возлагающей на нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и членов их семей обязанность по обеспечению проведения обслуживания, поверок, замены индивидуальных и коллективных приборов учета;
  • пункты 59, 59(1), 60 Правил в части того, что данные нормы устанавливают гражданско-правовую ответственность нанимателей жилых помещений, в том числе за нарушение порядка и сроков обслуживания, поверки, замены, установки, ввода в эксплуатацию и утрату приборов учета коммунальных услуг.

Верховный Суд РФ отказал в иске: определение понятия «потребитель», содержащееся в Правилах, соответствует действующему законодательству, в том числе закону о защите прав потребителей, а другие оспариваемые пункты не противоречат закону об энергосбережении.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Жилищного кодекса РФ наниматель жилого помещения, помимо указанных в части 3 этой статьи обязанностей, несет другие обязанности, предусмотренные Жилищным кодексом РФ, другими законами и договором социального найма.

Споры нанимателей с органами местного самоуправления

Наниматели-потребители не оставляют попыток добиться от муниципалитета либо поверки счетчиков, либо замены, либо возмещения понесенных на поверку (замену) затрат. Суды идут долго и с переменным успехом.

Сутяжник из Курска обратился с иском к муниципальному образованию, так как хотел замены счетчика горячей воды.

Суды удовлетворили иск (Определение Первого КСОЮ № 88 – 16698/2021):

  • Договором социального найма жилого помещения обязанность по замене прибора учета на нанимателя не возложена.
  • Обязанность по оснащению жилых помещений в многоквартирных домах индивидуальными приборами учета возложена законом на собственников помещений.

В Новгородской области наниматель просил суд взыскать с администрации расходы за холодное водоснабжение и водоотведение в размере 35 000 р., «излишне» начисленные по нормативам с повышающим коэффициентом из-за несвоевременной поверки (замены) счетчика, и за покупку самого счетчика – 590 р.

Суд удовлетворил требования только в отношении самого счетчика – и то в большей части потому, что сама администрация признала иск в этой части (определение Третьего КСОЮ № 88 – 8255/2022).

В целом про иск потребителя суды отметили:

  • До заключения договора социального найма Администрацией Крестецкого городского поселения исполнена обязанность по установке и использованию прибора учета холодного водоснабжения с неистекшим межповерочным интервалом.
  • После заключения договора социального найма обязанность своевременной поверки прибора учета холодного водоснабжения в спорной квартире перешла к нанимателю, то есть новому потребителю.
  • Истец злоупотреблял принадлежащими ему правами; длительное время, не проживая в квартире, не принимал мер к поверке счетчика; доступ в квартиру был закрыт, контролеры ООО «Водоканала» не могли составить акты; имел задолженности с 2013 года по оплате коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению.

В Республике Коми нанимательпросил взыскать с администрации расходы на замену индивидуальных приборов учета холодной воды.
Суд взыскал 453 р. 60 к. из просимых 1000 р. Причина такого снижения: наниматель, имея возможность осуществить поверку счетчика холодной воды за 453 р. 60 к., принял решение о замене счетчика, расходы на что составили 1000 р. «В связи с этим подлежащие взысканию с ответчика в пользу истцы расходы по замене счетчика были ограничены размером расходов, которые истец понес бы на поверку счетчика».

Суд отклонил доводы муниципалитета о том, что обязанность обеспечивать проведение поверок ИПУ лежит на нанимателе: «такие доводы не могут быть признаны обоснованными, так как расходы на проведение поверки прибора учета с ответчика в пользу истицы судами не взыскивались, судами взысканы убытки в размере стоимости замены прибора учета холодной воды, ограниченные по размеру стоимостью его поверки» (определение Третьего КСОЮ № 88 – 2966/2021).

В Челябинской области наниматели один счетчик установили, другой заменили, а остальные – поверили, после чего обратились в суд с иском к муниципалитету.

Суд взыскал деньги за установку газового счетчика (2800 р.) и замену счетчика горячей воды (500 р.), а за поверку – отказал:

  • именно на собственника помещения в многоквартирном доме возлагается обязанность по оборудованию этого помещения приборами учета независимо от того, относится ли оно к государственному (муниципальному) или частному жилищному фонду, и независимо от того, использует ли собственник принадлежащее ему помещение для проживания или сдает это помещения внаем другим лицам;
  • поскольку собственником жилого помещения, занимаемого истцами, является муниципальное образование Златоустовский городской округ Челябинской области, то именно на муниципальное образование, а не на нанимателя и членов его семьи, законом возлагается обязанность по оснащению жилого помещения приборами учета и их своевременной замене;
  • обязанность же по поверке ИПУ возложена на потребителей коммунальных услуг и нанимателей, то есть истцов (определение Седьмого КСОЮ № 88 – 388/2022).

Добиться от собственника (муниципалитета) установки ИПУ социальный наниматель может точно, замены ИПУ – 50 на 50, поверки ИПУ – если федеральный судья – это ваш сосед по даче и вечерами вы вместе пьёте чай с клубничным вареньем.

Подписаться на канал автора в Telegram
Другие статьи про поверку счетчиков

Главные темы
Собрание

Общее собрание собственников

Оплата ЖКУ

Оплата услуг в сфере ЖКХ

Содержание жилья

Содержание и текущий ремонт

Отопление

Теплоснабжение многоквартирного дома

Электроснабжение

Электричество в многоквартирном доме

Мусор

Обращение с твердыми коммунальными отходами

Газоснабжение

Поставка газа и газовое оборудование

Водоснабжение

Горячее и холодное водоснабжение, водоотведение

Капремонт

Капитальный ремонт в многоквартирном доме

Лицензирование

Лицензирование и управление многоквартирным домом