Подобрали два случая, когда УО/ТСЖ настойчиво, но безуспешно пытались доказать в суде, что не обязаны разрабатывать программу производственного контроля качества воды, так как водоснабжающей организацией не являются.
Опубликовано 30.03.2023. Обновлено 28.11.2024.
Случай из г. Санкт-Петербурга
Прокурор ссылался на то, что ТСЖ управляет многоквартирным домом и эксплуатирует системы водоснабжения, а значит, обязано осуществлять производственный контроль качества воды.
В исковом заявлении просил обязать ТСЖ согласовать с Управлением Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу программу производственного контроля качества и безопасности питьевой и горячей воды в МКД. Срок — в течение 60 дней с момента вступления судебного решения в законную силу.
ТСЖ свою позицию мотивировало следующим: оно не осуществляет водоподготовку, транспортировку и подачу воды абонентам, не эксплуатирует централизованные системы водоснабжения и не является организацией, осуществляющей холодное и горячее водоснабжение. ТСЖ всего лишь обслуживает внутридомовые системы. Следовательно, разрабатывать и согласовывать программу не обязано.
Суды трех инстанций удовлетворили исковое заявление прокурора (определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции по делу № 88 – 705/2023).
Исходя из актов, определяющих балансовую принадлежность инженерных сетей и границы эксплуатационной ответственности, а также положений ст. 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» № 416-ФЗ, суды пришли к выводу: ТСЖ «осуществляет эксплуатацию инженерных сооружений, входящих в комплекс централизованной системы холодного и горячего водоснабжения и водоотведения многоквартирных домов, предназначенных для транспортировки воды, что наделяет его статусом организации, осуществляющей водоснабжение». Для подачи воды ТСЖ эксплуатирует внутридомовые инженерные системы водоснабжения и инженерное оборудование (насосы, задвижки).
Товарищество несет ответственность за качество коммунальных услуг, предоставляемых жильцам МКД с использованием общедомовой системы водоснабжения. Будучи организацией, осуществляющей водоснабжение, ТСЖ обязано осуществлять производственный контроль качества питьевой воды для систем внутренней разводящей сети и разработать программу.
Эти обязанности предусмотрены п. 77 СанПиН 2.1.3684 – 21, ст. 25 Федерального закона № 416-ФЗ, п. 5 постановления Правительства РФ от 06.01.2015 № 10, ст. 32 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ.
В частности, п. 77 СанПиН 2.1.3684 – 21 содержит следующее требование: «хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства РФ от 6 января 2015 года № 10 и приложениями № 2 – 4 к Санитарным правилам».
Действовавшие до 01.03.2021 СанПиН 2.1.4.1074-01 также предусматривали: юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, должно обеспечивать производственный контроль качества питьевой воды по рабочей программе (п. 4.2).
Случай из г. Таганрога
Прокурор г. Таганрога установил, что в нарушение действующего законодательства ООО УО «Топэнерго» не разработало и не согласовало программу производственного контроля качества воды. Как следствие, вынес представление об устранении нарушений. Но вместо исполнения, УО обжаловала его в арбитражном суде.
В обоснование своей позиции указывала, что не относится к числу водоснабжающих организаций и не эксплуатирует централизованные системы водоснабжения. Она отвечает лишь за техническое состояние внутридомовых инженерных сетей, которые являются самостоятельным объектом, а не частью централизованной системы. Следовательно, производственный контроль за качеством воды — это обязанность РСО.
Суды трех инстанций с этими доводами не согласились и оставили представление прокурора в силе. В передаче кассационной жалобы УО для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ судья отказал (дело № А53 – 32977/2023).
При этом исходили из следующего: ООО УО «Топэнерго» эксплуатирует внутридомовые инженерные сети водоснабжения МКД, является исполнителем коммунальной услуги по водоснабжению, поэтому в силу п. 77, 79, 80 СанПиН 2.1.3684 – 21 обязана осуществлять производственный контроль качества питьевой и горячей воды в этих сетях (от границы своей эксплуатационной ответственности).
«Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в постановлении от 06.04.2015 № 307-АД14 – 5816 по делу № А13 – 2182/2014, организация, управляя многоквартирными домами и являясь исполнителем коммунальных услуг, обязана обеспечивать предоставление собственникам помещений коммунальных услуг надлежащего качества, в том числе услуги горячего водоснабжения, отвечающие санитарным и техническим требованиям, а также осуществлять контроль, в том числе путем организации производственного контроля качества горячей воды в соответствии с санитарными требованиями и нормативами».
Позиция Минстроя про производственный контроль качества воды.
Тем временем Минстрой продолжает настаивать, что в отношении лиц, осуществляющих деятельность по управлению МКД, обязанность по разработке программы производственного контроля качества воды Федеральным законом № 416-ФЗ не предусмотрена. Обоснование – трудности или невозможность отбора проб (письмо Минстроя России от 07.05.2024 № 26186-ДН/04).
Другие примеры из практики:
➜ Претензии Роспотребнадзора по производственному контролю качества воды оказались необоснованными
➜ УК и производственный контроль качества воды