Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Последние новости о ЖКХ в России сегодня

ЖКХ Ньюс

УК и производственный контроль качества воды

Арбитражный суд Дальневосточного округа согласился, что УК обязана разрабатывать программу контроля качества воды в МКД и следить за соответствием воды санитарным нормам (дело № А73 – 9669/2021).

Опубликовано 16.02.2022. Обновлено 04.10.2024

Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю провело административное расследование деятельности ООО «Розенталь Групп «Ицар», которое управляет МКД.

Во время расследования выяснилось, что питьевая вода, отобранная из распределительной сети квартиры в доме, по санитарно-химическим и органолептическим показателям не соответствует санитарным нормам.

Кроме нарушения санитарных правил, УК не разработала и не согласовала программу производственного контроля качества питьевой воды и не осуществляет производственный лабораторный контроль качества питьевой воды, подаваемой жильцам МКД. Хотя согласно ст. 25 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст. 32 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ряду других нормативно-правовых актов управляющая организация обязана следить за качеством воды.

За нарушение УК привлечена к ответственности по ст. 6.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением штрафа в размере 20 000 р. От управляющей компании потребовали привести качество питьевой воды в распределительной сети дома в норму.

УК посчитала, что привлечена к ответственности незаконно и попыталась оспорить штраф.
Первая инстанция в иске отказала. Апелляционный суд с решением согласился.

Суды руководствовались следующим:

  • Управление домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества (ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ).
  • Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие водоснабжение, обязаны обеспечить соответствие качества воды санитарно-эпидемиологическим требованиям (ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ).
  • Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей холодное или горячее водоснабжение (пункт 5 статьи 25 Федерального закона № 416-ФЗ).
  • УК разрабатывает и согласовывает с Роспотребнадзором программу производственного контроля за качеством воды (пункт 5 Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды № 10).
  • Отбор проб воды осуществляется компанией, осуществляющей водоснабжение, или по её поручению иной организацией (пункт 17 Правил № 10).

УК обжаловала решение, ссылаясь на то, что в её обязанности не входит разработка и согласование программы производственного контроля качества питьевой воды и контроль качества самой воды.

Арбитражный суд Дальневосточного округа согласился с выводами нижестоящих инстанций. Кассационный суд подчеркнул, что управляющая организация как исполнитель обязана обеспечивать предоставление коммунальных услуг надлежащего качества. Это требование относится и к холодному водоснабжению, которое должно соответствовать санитарным и техническим требованиям.

Поэтому УК обязана в пределах границ своей эксплуатационной ответственности осуществлять производственный контроль качества воды и соответственно разработать производственную программу.

Позиция Минстроя про производственный контроль качества воды

Стоит отметить, что Минстрой не разделяет такую позицию судов.
В письме от 07.05.2024 № 26186-ДН/04 содержатся такие разъяснения: в отношении лиц, осуществляющих деятельность по управлению МКД, обязанность по разработке программы производственного контроля качества воды Федеральным законом № 416-ФЗ не предусмотрена. Ниже приводим обоснование ведомства. 

В отношении лиц, осуществляющих деятельность по управлению МКД, обязанность по разработке программы производственного контроля качества воды Федеральным законом № 416-ФЗ не предусмотрена. В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона № 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным законодательством требованиям.

В целях контроля качества и безопасности питьевой воды организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, осуществляется производственный контроль качества такой воды, который включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения (части 1, 2 статьи 25 Федерального закона № 416-ФЗ, подпункт «а» пункта 3 Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности воды № 10). Перечень мест отбора воды регламентирован пунктом 18 Правил № 10.

В целях определения качества питьевой воды абонентом обеспечивается доступ представителям организации, осуществляющей холодное водоснабжение, или по ее указанию представителям иной организации к водопроводным сетям, местам отбора проб воды. Порядок обеспечения такого доступа, наравне с порядком контроля качества воды, является существенным условием договора водоснабжения.

Однако стоит отметить, что требование к наличию в составе внутридомовых систем водоснабжения оборудованных точек отбора проб воды законодательством Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства не установлено.

Для оборудования точек отбора проб воды из таких систем потребуется проведение общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и внесение изменений в техническую документацию. 

При этом организация отбора проб воды у конечного потребителя в многоквартирных домах в целях организации производственного контроля качества воды не представляется возможной в силу того, что точки отбора воды находятся в помещениях, принадлежащих отдельным собственникам. Обязанность таких собственников по допуску представителей лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, организации, осуществляющей водоснабжение, или иной действующей по ее поручению организации к точке отбора проб воды действующим законодательством не установлена. 

Кроме того, реализация отбора проб воды из внутридомовой системы водоснабжения и в точках водоразбора силами лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, невозможна без соответствующих решений общего собрания собственников помещений в таком многоквартирном доме, технической модернизации внутридомовой системы водоснабжения за счет дополнительных платежей собственников и обеспечения собственниками помещений допуска в принадлежащие им помещения. 

учетом вышеизложенного, по мнению Минстроя России, на лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, не может быть возложена обязанность по реализации программы производственного контроля качества питьевой воды.

Главные темы
Собрание

Общее собрание собственников

Оплата ЖКУ

Оплата услуг в сфере ЖКХ

Содержание жилья

Содержание и текущий ремонт

Отопление

Теплоснабжение многоквартирного дома

Электроснабжение

Электричество в многоквартирном доме

Мусор

Обращение с твердыми коммунальными отходами

Газоснабжение

Поставка газа и газовое оборудование

Водоснабжение

Горячее и холодное водоснабжение, водоотведение

Капремонт

Капитальный ремонт в многоквартирном доме

Лицензирование

Лицензирование и управление многоквартирным домом