Незаконные представления прокурора в сфере ЖКХ
Самая популярная мера прокурорского реагирования – это внесение представления об устранении нарушений закона. Регламентируется статьей 24 закона о прокуратуре. Материал опубликован 10.02.2023. Обновлен 03.05.2024 В этом материале собрали примеры незаконных представлений, внесенных УО, ТСЖ, РСО Определение Третьего КСОЮ № 8а-13689/2020 (Санкт-Петербург) о претензиях прокурора к решению общего собрания и работе с должниками Согласно представлению,…
Неудачи ИГЖН Пермского края при проведении проверок и привлечении к ответственности
Собрали в этом материале несколько примеров из практики, когда суды признавали незаконными предписания и штрафы ИГЖН Пермского края. Материал опубликован 12.07.2023. Обновлен 03.05.2023. Незаконный штраф за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения Суд признал незаконным постановление ИГЖН Пермского края о назначении наказания за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения. Причина: по мнению суда, законом не…
Перерасчет платы за КР СОИ: за весь 2022 год или только с сентября
Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика. Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в…

Поверка счетчика истекла до моратория 2020 года. Случай из практики

Жильцы одного из МКД Алтайского края заключили прямые договоры на поставку коммунальных ресурсов. С 1 октября 2020 г. начисление платы за холодное водоснабжение и водоотведение стало производить ООО «Сбытсервис» (ответчик).

Собственнику К. (истец) ответчик начислял соответствующую плату на основании норматива, так как сведения о наличии в квартире ИПУ ХВС отсутствовали. В июне 2021 года сотрудники ответчика выяснили, что счетчик у истца всё же есть. ИПУ был установлен и введен в эксплуатацию в 2010 г., но в 2015 г. у него истек срок поверки. Истцу было рекомендовано установить новый прибор учета или провести поверку уже имеющегося. В итоге счетчик отправился на поверку.

В августе 2021 г. истец обратился к ответчику с заявлением о вводе счетчика ХВС в эксплуатацию. Прибывший 3 сентября контролер ООО «Сбытсервис» отказал в опломбировке установленного на тот момент ИПУ. Причина — отсутствие паспорта на прибор учета.

7 сентября ФБУ «Новосибирский ЦСМ» выдало свидетельство о поверке старого ИПУ. Однако с заявлением о его вводе в эксплуатацию истец к ответчику больше не обращался. Зато через некоторое время подал исковое заявление в суд.

Претензии истца заключались в следующем: из-за всех указанных событий у него образовалась задолженность по оплате коммунальной услуги и он, как инвалид второй группы, не может получить положенные социальные льготы. Сотрудники ответчика своими действиями и бездействием его унижали и оскорбляли.
В исковом заявлении просил:

  • обязать ответчика опломбировать счетчик и отменить начисления за период с 1 октября 2020 г. по 1 апреля 2022 г.;
  • взыскать с ответчика компенсацию морального вреда — 1 250 000 рублей, социальные льготы — 11 500 рублей, расходы на поверку счетчика — 357 рублей.

Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования частично. Он обязал ООО «Сбытсервис» за период с 1 октября 2020 г. по 31 декабря 2020 г. пересчитать стоимость услуг ХВС и водоотведения исходя из показаний ИПУ, а также взыскал в пользу истца компенсацию морального вреда — 1000 рублей и «потребительский» штраф — 500 рублей.
Апелляционный и Восьмой кассационный суд общей юрисдикции оставили вынесенное решение без изменений (определение по делу № 88 – 21793/2022).

При этом суды указали: согласно пп. «д» п. 81(12) Правил предоставления коммунальных услуг № 354, прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки. Однако постановлением № 424, вступившим в силу 6 апреля 2020 г., Правительство РФ приостановило действие этой нормы до 1 января 2021 г.
Следовательно, с 1 октября 2020 г. и по 31 декабря 2020 г. ответчик должен был начислять плату за коммунальную услугу исходя из показаний счетчика, а не по нормативу.

Истечение межповерочного интервала до вступления в силу постановления Правительства РФ № 424 не является основанием для начисления платы по нормативу. С 6 апреля 2020 года до 1 января 2021 г. установлен мораторий на такой расчет платы независимо от срока поверки счетчика.

С учетом этого суды признали за истцом право на перерасчет платы, а также взыскание компенсации морального вреда и «потребительского» штрафа. Что касается отказа в удовлетворении остальных требований: 

  • Истец не доказал, что утратил право на льготы по вине ответчика.
  • Именно собственник помещения должен обеспечить установку и ввод в эксплуатацию ИПУ, его надлежащую техническую эксплуатацию, сохранность и своевременную замену. Законодательство не предусматривает возможность возмещения понесенных при этом расходов.
  • Ввод ИПУ в эксплуатацию осуществляется по заявлению собственника помещения. Доказательства того, что истец обращался к ответчику с таким заявлением после отказа в опломбировке счетчика и получения свидетельства о поверке ИПУ, отсутствуют.

Размер компенсации морального вреда суды посчитали разумным и справедливым.

Больше материалов про поверку приборов учета

Александра Павлова: