Перерасчет платы за КР СОИ: за весь 2022 год или только с сентября
Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика. Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в…
Можно ли обязать соседей улучшить звукоизоляцию в квартире
Межэтажное перекрытие — одно из самых «слабых» мест в квартирах. Именно из-за его плохой звукоизоляции может возникнуть ощущение, что соседи сверху как будто живут с вами — так хорошо слышны их шаги и разговоры. Довольно часто такая слышимость становится предметом судебных разбирательств — жильцы требуют обязать соседей сверху улучшить звукоизоляцию межэтажного перекрытия. Но суд не…
С кого запрещено брать комиссию при оплате ЖКУ
Опубликован Федеральный закон от 19.12.2023 № 602-ФЗ "О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ". Изначально речь шла про запрет на взимание комиссии при внесении физическими лицами платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Позже законопроект был изменен таким образом, что теперь поправки не коснутся большинства плательщиков. Закреплено, что…

Конституционный Суд РФ про утверждение размера платы за содержание жилья

Обобщили в этом материале позиции Конституционного Суда РФ из его определений по жалобам, где заявители просили оценить конституционность части 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ. По всем жалобам суд отказал в принятии к рассмотрению.

Рассмотрим, почему часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ вызывает недовольство при ее применении, и почему Конституционный Суд РФ считает, что с нормой все в порядке.

Определение Конституционного Суда РФ от 30 сентября 2019 г. № 2431‑О

Заявитель, которому отказано в удовлетворении требований, в том числе о признании ничтожным решения общего собрания собственников МКД об установлении размера платы за содержание общего имущества в МКД, оспаривал конституционность части 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ, устанавливающей, что размер платы за содержание жилого помещения в МКД, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 – 48 данного Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 данной статьи; размер платы за содержание жилого помещения в МКД определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

По мнению заявителя, оспариваемое положение не соответствует Конституции РФ, поскольку оно позволяет принимать решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения в МКД прежде, чем будет определен состав общего имущества в МКД и утвержден перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества.

Позиция Конституционного Суда РФ:

Часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ, рассматриваемая в системной связи с другими нормами данного Кодекса, в том числе с его частью 1 статьи 39, согласно которой собственники помещений в МКД несут бремя расходов на содержание общего имущества в МКД, и с частью 1 статьи 156, предусматривающей, что плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в МКД в соответствии с требованиями законодательства, а также с учетом специфики договора управления МКД (часть 2 статьи 162), направлена на поддержание указанного имущества в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, предусматривает определение размера платы за содержание жилого помещения в МКД на общем собрании собственников помещений в таком доме с учетом предложений управляющей организации, основанных, в соответствии с требованиями пункта 31 Правил содержания общего имущества в МКД (утверждены постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491), на оценке характеристик данного дома (состава, конструктивных особенностей, степени физического износа, технического состояния, геодезических, природно-климатических условий расположения и т.д.), а потому не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявителя в указанном им в жалобе аспекте.

Определение Конституционного Суда РФ от 28 марта 2017 г. № 700‑О

Решением мирового судьи, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, были удовлетворены требования управляющей компании о взыскании с заявителя задолженности по внесению платы за жилое помещение.

Заявитель решил оспорить конституционность примененной в деле с его участием части 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ, согласно которой размер платы за содержание жилого помещения в МКД, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 – 48 данного Кодекса; размер платы за содержание жилого помещения в МКД определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

По мнению заявителя, оспариваемые законоположения противоречат Конституции РФ в той мере, в какой по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, они допускают возможность неоднозначного толкования фразы «с учетом предложений управляющей организации», препятствуя самостоятельному принятию решения о размере платы за жилое помещение собственниками помещений в МКД, управляемом управляющей компанией.

Конституционный Суд РФ привел обоснование такое же, как и в примере выше.

Определение Конституционного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. № 3026‑О

Решением арбитражного суда, оставленным без изменения судом апелляционной и кассационной инстанций, было отказано в удовлетворении заявления ООО «Управляющая компания «Жилищное хозяйство» о признании незаконным и отмене постановления о привлечении общества к административной ответственности по статье 14.7 КоАП РФ.

В своей жалобе в Конституционный Суд РФ ООО «Управляющая компания «Жилищное хозяйство» оспаривало конституционность части 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ, устанавливающей, что размер платы за содержание жилого помещения в МКД, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 – 48 данного Кодекса; размер платы за содержание жилого помещения в МКД определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 8, 17 и 34 Конституции РФ в той мере, в какой по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, они позволяют собственникам помещений в МКД самостоятельно устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения – без учета его экономической обоснованности.

Позиция Конституционного Суда РФ:

  • В соответствии с нормами действующего жилищного законодательства (статьи 161 и 162 Жилищного кодекса РФ) договор управления МКД – это соглашение между собственниками помещений в МКД (заказчик) и управляющей организацией (исполнитель), в силу которого исполнитель обязуется обеспечить содержание общего имущества МКД и предоставление коммунальных услуг заказчику, а заказчик – оплатить соответствующие работы (услуги) исполнителя. Обеспечение содержания общего имущества, равно как и организация предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в МКД, предполагает осуществление управляющей организацией комплекса работ и услуг, в том числе организационного и информационного характера, перечень которых определяется на основании нормативных актов и по соглашению сторон договора управления МКД и обусловлен рядом объективных и субъективных факторов.
  • В связи с этим особенностью договора управления МКД является зависимость его предмета и иных условий (в частности, условия о цене) от характеристик конкретного МКД (уровня его благоустроенности, состава общего имущества, года и типа постройки и т.д.), изменяющихся потребностей в содержании и ремонте отдельных элементов различных составляющих общего имущества МКД, наличия непосредственных договорных связей собственников помещений в МКД с ресурсоснабжающими организациями, общих ожиданий и представлений собственников жилых помещений об уровне комфорта, благоустроенности, безопасности, которые должны обеспечиваться управляющей организацией в МКД и прилегающей к нему территории и т.д. Достижение цели договора управления МКД – поддержание общего имущества собственников помещений в надлежащем состоянии – в значительной степени зависит от учета указанных обстоятельств при согласовании сторонами договора управления МКД условия о его цене.
  • Часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ, рассматриваемая в системной связи с другими нормами данного Кодекса, в том числе с частью первой статьи 39, согласно которой собственники помещений в МКД несут бремя расходов на содержание общего имущества в МКД, и с частью первой статьи 156, согласно которой плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в МКД в соответствии с требованиями законодательства, а также с учетом специфики договора управления МКД (часть 2 статьи 162), направлена на поддержание указанного имущества в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, предусматривает определение размера платы за содержание жилого помещения в МКД на общем собрании собственников помещений в таком доме с учетом предложений управляющей организации, основанных, в соответствии с требованиями пункта 31 Правил содержания общего имущества в МКД (утверждены постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491), на оценке характеристик данного дома (состава, конструктивных особенностей, степени физического износа, технического состояния, геодезических, природно-климатических условий расположения и т.д.).
  • Таким образом, часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ не предполагает возложение на управляющую организацию бремени содержания чужого имущества и, исходя из фактических обстоятельств дела ООО «Управляющая компания «Жилищное хозяйство», которыми не подтверждается возникновение у заявителя убытков вследствие недофинансирования собственниками помещений в МКД деятельности по содержанию принадлежащего им имущества, не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы заявителя в указанном им аспекте.

Определение Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. № 2128‑О

Вступившими в законную силу решениями арбитражного суда было отказано в удовлетворении заявлений ООО «Управляющая компания «Сантехсервис» о признании незаконными и отмене постановлений о привлечении общества к административной ответственности по статье 14.7 КоАП РФ.

ООО «Управляющая компания «Сантехсервис» оспаривало конституционность части 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ, устанавливающей, что размер платы за содержание жилого помещения в МКД, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 – 48 данного Кодекса; размер платы за содержание жилого помещения в МКД определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

По мнению заявителя, оспариваемое законоположение не соответствует статьям 8 и 34 Конституции РФ, поскольку позволяет устанавливать размер платы за содержание жилого помещения в МКД без учета его экономической обоснованности.

Позиция Конституционного Суда РФ:

Оспариваемая норма, подлежащая применению во взаимосвязи с другими нормами Жилищного кодекса РФ, в том числе с частью первой его статьи 39, согласно которой собственники помещений в МКД несут бремя расходов на содержание общего имущества в МКД, и с частью первой его статьи 156, согласно которой плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в МКД в соответствии с требованиями законодательства, направлена на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, предусматривает определение размера платы за содержание жилого помещения в МКД на общем собрании собственников помещений в таком доме с учетом предложений управляющей организации и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы заявителя, который, как указано в постановлении суда апелляционной инстанции, свои предложения об установлении обоснованного размера платы за содержание жилого помещения в МКД общему собранию собственников помещений не направлял.

Определение Конституционного Суда РФ от 20 марта 2014 г. № 563‑О

Заявители оспаривали конституционность части 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ, устанавливающей, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 – 48 данного Кодекса; размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Чуть ранее, решением общего собрания собственников помещений в МКД, проведенным в форме заочного голосования в период 25 декабря 2010 года по 11 января 2011 года, был определен размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в МКД на 2011 год. Решением суда общей юрисдикции от 15 июля 2011 года указанное решение общего собрания собственников помещений в МКД было признано недействительным в связи с нарушением порядка проведения заочного голосования. Решением общего собрания собственников помещений в МКД от 10 ноября 2011 года размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в доме с 1 января 2011 года был определен в размере, ранее установленном на 2011 год.

По мнению заявителей, оспариваемая норма, примененная судами общей юрисдикции в их деле при рассмотрении требования о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в МКД от 10 ноября 2011 года, не соответствует статьям 19 (часть 1) и 55 (часть 2) Конституции РФ, поскольку не содержит запрета на установление размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в МКД за прошлое время.

Позиция Конституционного Суда РФ:

Положения оспариваемой нормы не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителей, перечисленные в жалобе, поскольку отвечают общим интересам собственников помещений в МКД, направлены на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, предусматривают определение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД на общем собрании собственников помещений в таком доме, в том числе с учетом уже понесенных управляющей организацией расходов.

Новости ЖКХ: