Перерасчет платы за КР СОИ: за весь 2022 год или только с сентября
Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика. Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в…
Можно ли обязать соседей улучшить звукоизоляцию в квартире
Межэтажное перекрытие — одно из самых «слабых» мест в квартирах. Именно из-за его плохой звукоизоляции может возникнуть ощущение, что соседи сверху как будто живут с вами — так хорошо слышны их шаги и разговоры. Довольно часто такая слышимость становится предметом судебных разбирательств — жильцы требуют обязать соседей сверху улучшить звукоизоляцию межэтажного перекрытия. Но суд не…
С кого запрещено брать комиссию при оплате ЖКУ
Опубликован Федеральный закон от 19.12.2023 № 602-ФЗ "О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ". Изначально речь шла про запрет на взимание комиссии при внесении физическими лицами платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Позже законопроект был изменен таким образом, что теперь поправки не коснутся большинства плательщиков. Закреплено, что…

Конституционный Суд РФ про совет МКД

Обобщили в этом материале позиции Конституционного Суда РФ из его определений по жалобам, где заявители просили оценить конституционность норм из статьи 161.1 Жилищного кодекса РФ. По всем жалобам суд отказал в принятии к рассмотрению.

Рассмотрим, почему статья 161.1 Жилищного кодекса РФ вызывает недовольство при ее применении, и почему Конституционный Суд РФ считает, что с нормой все в порядке.

Определение Конституционного Суда РФ от 28 сентября 2021 г. № 1942‑О

Заявитель – собственник жилого помещения в МКД, которому судами отказано в признании недействительными решений общего собрания собственников помещений в МКД, в том числе принятых по вопросам о выплате вознаграждения председателю совета МКД и об избрании членов совета МКД (заявитель избран заместителем председателя совета МКД), оспаривает конституционность части 1 статьи 161.1 Жилищного кодекса РФ, устанавливающей, что в случае, если в МКД не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет МКД из числа собственников помещений в данном доме; регистрация совета МКД в органах местного самоуправления или иных органах не осуществляется.

По мнению заявителя, сложившаяся судебная практика допускает избрание гражданина членом совета МКД без его добровольного волеизъявления.

Позиция Конституционного Суда РФ:
Часть 1 статьи 161.1 Жилищного кодекса РФ, закрепляя необходимость создания в МКД совета МКД, определяет основы самоорганизации собственников помещений в целях защиты их прав и законных интересов, не предусматривает возможность выдвижения в члены названного совета кандидатур собственников помещений без их волеизъявления, а также не препятствует отказу избранных в совет МКД лиц от возложенных на них соседями по многоквартирному дому функций.
Соответственно, часть 1 статьи 161.1 Жилищного кодекса РФ не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявителя, в деле с участием которого судами было указано на соответствие спорных решений требованиям действующего законодательства и на отсутствие нарушения прав заявителя, не лишенного возможности во внесудебном порядке отказаться от членства в совете МКД.

Определение Конституционного Суда РФ от 28 апреля 2022 г. № 956‑О

Заявительница оспаривала конституционность пункта 5 части 8 статьи 161.1 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которым председатель совета МКД на основании доверенностей, выданных собственниками помещений в МКД, выступает в суде в качестве представителя собственников помещений в данном доме по делам, связанным с управлением данным домом и предоставлением коммунальных услуг.

Как следует из представленных материалов, решением суда общей юрисдикции, среди прочего, отказано в удовлетворении исковых требований заявительницы о возврате неосновательного обогащения и о передаче технической документации, предъявленных к управляющей организации в интересах всех собственников жилых помещений в МКД, с указанием на то, что заявительница не уполномочена на выступление в суде от имени данной группы лиц. При этом, установив, что заявительница входит в совет МКД, который коллегиально осуществляет полномочия председателя совета МКД на основании решения общего собрания собственников помещений в этом доме, суд отметил, что заявительницей не представлена надлежащим образом оформленная доверенность и что закон не предусматривает возможности удостоверения выданных гражданам доверенностей решением общего собрания собственников помещений в МКД, равно как и коллегиального осуществления полномочий председателя совета МКД. С этими выводами согласились суды вышестоящих инстанций, в том числе судья Верховного Суда РФ.

По мнению заявительницы, норма не позволяет выступать в суде представителем собственников помещений в МКД по делам, связанным с управлением данным домом, одному из таких собственников, который не является председателем совета МКД, но наделен необходимыми полномочиями решением общего собрания собственников помещений в данном доме.

Позиция Конституционного Суда РФ:
Оспариваемое положение Жилищного кодекса РФ позволяет председателю совета МКД на основании выданных ему доверенностей представлять в суде интересы собственников помещений в данном доме по делам, связанным с управлением данным домом и предоставлением коммунальных услуг, и тем самым воспроизводит применительно к указанным случаям общее правило о возможности граждан поручить ведение своего дела в суде представителю по доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом (часть первая статьи 48 и часть первая статьи 53 ГПК РФ). Не исключая возможности закрепления полномочий на представление интересов в суде в решении собрания, если иное не установлено законом или не противоречит существу отношений (пункт 125 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ»), оспариваемое положение не содержит неопределенности и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявительницы.

Новости ЖКХ: