Незаконные представления прокурора в сфере ЖКХ
Самая популярная мера прокурорского реагирования – это внесение представления об устранении нарушений закона. Регламентируется статьей 24 закона о прокуратуре. Материал опубликован 10.02.2023. Обновлен 03.05.2024 В этом материале собрали примеры незаконных представлений, внесенных УО, ТСЖ, РСО Определение Третьего КСОЮ № 8а-13689/2020 (Санкт-Петербург) о претензиях прокурора к решению общего собрания и работе с должниками Согласно представлению,…
Неудачи ИГЖН Пермского края при проведении проверок и привлечении к ответственности
Собрали в этом материале несколько примеров из практики, когда суды признавали незаконными предписания и штрафы ИГЖН Пермского края. Материал опубликован 12.07.2023. Обновлен 03.05.2023. Незаконный штраф за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения Суд признал незаконным постановление ИГЖН Пермского края о назначении наказания за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения. Причина: по мнению суда, законом не…
Перерасчет платы за КР СОИ: за весь 2022 год или только с сентября
Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика. Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в…

УО получила предписание от МЧС за перекрытый пожарный проезд

ГУ МЧС России по Нижегородской области усмотрело в действиях управляющей организации нарушения ст. 90 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ и п. 71 Правил противопожарного режима в РФ № 1479. 

В г. Нижнем Новгороде ГУ МЧС провело проверку и обнаружило: с одного торца МКД в конце продольного проезда установлены бетонные блоки, препятствующие движению пожарной техники; со второй продольной стороны МКД проезд и вовсе отсутствует. По результатам проверки ГУ МЧС предписало управляющей организации устранить выявленные нарушения.

УО обратилась в суд, чтобы признать предписание незаконным. Ссылалась на то, что бетонные блоки установлены по решению общего собрания собственников, размещены с одного торца дома и подъезду пожарной техники с двух продольных сторон МКД не препятствуют. Нормативно-правовые акты не предусматривают обязанность по обеспечению кругового проезда к зданиям функциональной пожарной безопасности Ф1.3.

Суд первой инстанции отказал УО в удовлетворении требований. При этом исходил из следующего:

  • Спорный МКД является жилым пятиэтажным домом, который относится к классу функциональной пожарной опасности Ф1.3. Высота указанного дома составляет менее 28 метров.
  • Оконные проемы не всех помещений и квартир МКД выходят на сторону пожарного подъезда, и не все квартиры имеют двустороннюю ориентацию. А значит, при высоте дома менее 28 метров подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен по всей длине с двух продольных сторон (пп. «а» п. 8.1 СП 4.13130.2013).
  • Тупиковые проезды (подъезды) должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров (п. 8.13 СП 4.13130.2013).
  • Все проезды, расположенные на земельном участке под МКД, входят в состав общедомового имущества. Ответственность за надлежащее содержание такого имущества, в том числе соблюдение мер пожарной безопасности, несет УО, с которой собственники заключили договор управления домом.

Апелляционный и кассационный суды оставили вынесенное решение без изменений, а жалобы УО — без удовлетворения.

При этом кассационный суд отметил: те обстоятельства, что бетонные блоки были установлены по инициативе собственников и без их согласия УО не может привести проезд в прежнее состояние, не освобождает УО от соблюдения общеобязательных требований законодательства, которые направлены на обеспечение безопасности проживания граждан.
Они также не свидетельствуют об отсутствии обязанности по надлежащему содержанию общего имущества МКД и не подтверждают незаконность предписания, которым на УО возложены предусмотренные законом обязанности по устранению выявленных нарушений (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа по делу № А43 – 41060/2021).

Другие статьи по теме:
О содержании пожарных проездов и подъездных путей к МКД
Полусферы во дворе не должны ограничивать проезд пожарной техники

Александра Павлова: