Незаконные представления прокурора в сфере ЖКХ
Самая популярная мера прокурорского реагирования – это внесение представления об устранении нарушений закона. Регламентируется статьей 24 закона о прокуратуре. Материал опубликован 10.02.2023. Обновлен 03.05.2024 В этом материале собрали примеры незаконных представлений, внесенных УО, ТСЖ, РСО Определение Третьего КСОЮ № 8а-13689/2020 (Санкт-Петербург) о претензиях прокурора к решению общего собрания и работе с должниками Согласно представлению,…
Неудачи ИГЖН Пермского края при проведении проверок и привлечении к ответственности
Собрали в этом материале несколько примеров из практики, когда суды признавали незаконными предписания и штрафы ИГЖН Пермского края. Материал опубликован 12.07.2023. Обновлен 03.05.2023. Незаконный штраф за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения Суд признал незаконным постановление ИГЖН Пермского края о назначении наказания за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения. Причина: по мнению суда, законом не…
Перерасчет платы за КР СОИ: за весь 2022 год или только с сентября
Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика. Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в…

Можно ли сократить срок отселения граждан из аварийного МКД

Можно. Если изначально установленный срок не отвечает принципу разумности, а аварийный дом создает угрозу жизни и здоровью жильцам. Вот только наличие этой угрозы нужно доказать.

Администрация Кемского муниципального района Республики Карелия вынесла постановление, которым признала один из МКД аварийным, подлежащим сносу и расселению, установила срок отселения граждан — до 2032 года. 

Действуя в интересах жильца С. (далее — административный истец), прокурор обратился в суд. В исковом заявлении просил:

  • признать незаконным постановление Администрации в части установления срока отселения до 2032 года;
  • обязать Администрацию установить срок отселения жильцов аварийного дома до 31 декабря 2022 года.

В обоснование своих требований прокурор указал: спорный МКД находится в аварийном состоянии и грозит обрушением; срок отселения граждан является необоснованно длительными и неразумными, нарушает жилищные права административного истца и неопределенного круга лиц.

Суд первой инстанции согласился с доводами прокурора и удовлетворил иск в полном объеме. При этом суд отметил, что срок отселения граждан до 2032 года установлен оспариваемым постановлением произвольно, без учета реального состояния дома.

Апелляционный суд согласился с тем, что срок отселения является неразумным, но посчитал недоказанным факт угрозы жизни и здоровью жильцов аварийного МКД. В связи с этим суд посчитал, «что вмешательство суда первой инстанции в компетенцию органа местного самоуправления в вопросе установления конкретного срока отселения граждан является неправомерным».

В итоге апелляционный суд частично отменил вынесенное ранее решение и обязал Администрацию установить новый срок отселения граждан из МКД. Без какой-либо конкретики по дате.

Администрация исполнила решение суда апелляционной инстанции и вынесла постановление, которым установила новый срок отселения — до 2027 года. 

Дочь административного истца (заинтересованное лицо) не согласилась и с этим сроком. В кассационной жалобе указала на то, что дальнейшая эксплуатация деревянного МКД, с учетом его аварийного технического состояния жилого и физического износа, представляет непосредственную угрозу для жизни людей. Новый срок отселения жильцов дома также является длительным и неразумным.

Третий кассационный суд общей юрисдикции (определение № 88а-11058/2022) оставил решение нижестоящего суда без изменений, а жалобу заинтересованного лица — без удовлетворения.

Сведения о наличии каких-либо исключительных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости незамедлительного отселения граждан из аварийного дома, отсутствуют. Аварийность дома и непригодность его для проживания такими обстоятельствами сами по себе не являются. Кроме того, «административный истец не лишен права на обращение в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении жилого помещения маневренного фонда до наступления срока отселения из аварийного здания».
Постановление, которым установлен срок отселения до 2027 года, предметом рассмотрения иска не является.

➜ Другой пример из практики — «Оспаривание сроков расселения из аварийных домов»

Александра Павлова: