Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Опубликован Федеральный закон от 28.06.2022 № 217-ФЗ о внесении изменений в Жилищный кодекс РФ, которые касаются проведения общих собраний.

Проблема с этими изменениями состоит в том, что их запихали в проект лишь ко второму чтению в Госдуме РФ.
Изначально проект вносился для того, чтобы уточнить порядок аннулирования лицензии УК. Это тоже было сделано. Однако если про аннулирование можно было почитать из пояснительной записки (почему нужны эти изменения, зачем они вносятся), то про собрания там ничего нет.

Хуже становится от того, что сами депутаты пишут про нововведения то, чего нет в принятом ими законе. Их читают СМИ и жилищные инспекции, которые извращают смысл изменений еще больше.

Разбор изменений юристами в чате telegram-канала «ЖКХ» показал: даже если не читать упомянутый выше информационный мусор, то поправки толкуются совершенно по-разному.

Поэтому изложим по пунктам принятые изменения:
- что появилось в Жилищном кодексе РФ про общие собрания;
- что это может означать;
- как это видят сами депутаты, почему их видение не похоже на то, что они приняли;
- история этих изменений, которую почти никто не знает.

Ограничение повторных собраний

Приводим изменение полностью
В статье 45 ЖК РФ появилась часть 22:
Внеочередное общее собрание собственников помещений в МКД по вопросам, которые были включены в повестку дня ранее проведенного общего собрания собственников помещений в МКД и по которым были приняты решения, может быть созвано по истечении установленного частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса РФ срока размещения в ГИС ЖКХ или региональной информационной системе при условии обеспечения размещения в ГИС ЖКХ в автоматизированном режиме протокола и решений такого ранее проведенного общего собрания.

Что пишут депутаты

Пахомов Сергей Александрович написал следующим образом:
«Провести собрание по аналогичным вопросам можно будет только после размещения на федеральном или региональном ресурсах итогов предыдущего собрания».

Разворотнева Светлана Викторовна пишет:
«Внеочередное собрание собственников по вопросам, которые были включены в повестку дня ранее проведенного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и по которым были приняты решения, может быть созвано только после размещения протокола в системе».

Что не так с этими утверждениями:

  1. В добавленном в кодекс абзаце не написано «после размещения», а написано «после истечения срока», это не одно и то же, это два разных события.
    «Внеочередное общее собрание собственников … может быть созвано по истечении установленного частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса РФ срока размещения … протокола и решений ранее проведенного общего собрания».
    Таким образом, если читать буквально, то ограничение привязано именно к сроку, а не к факту размещения протокола в ГИС ЖКХ.
  2. Физических ограничений для повторного собрания никаких нет. Ничто не мешает инициатору взять и быстренько организовать второе собрание. Это будет нарушением установленного правила, но влечет ли это нарушение недействительность принятого решения – будут разбираться суды. И они могут прийти к выводу, что нарушение несущественное, не повлияло на волеизъявление, к признакам ничтожности не относится.
    За примером далеко ходить не надо. Возьмем ч. 1 ст. 47 ЖК РФ про собрания в заочной форме. Там тоже использована неудачная формулировка: решения «могут быть приняты» путем проведения заочного голосования, если на собрании в очной форме не было кворума. По этой норме полно неоднозначной практики применения: одни суды считают, что это не ограничение на заочные собрания без предварительно несостоявшегося собрания в очной форме; другие считают, что это именно ограничение, но вот не всегда отступление от этого правила признается существенным нарушением, влекущим недействительность принятого решения.

Таким образом, на выходе мы имеем непонятно что. Остается ждать судебную практику: пойдут ли суды по пути буквального чтения принятых поправок или будут ориентироваться на растиражированное мнение законотворцев.
Потому что если следовать именно мнению, то получится, что можно поставить под угрозу любое другое собрание с такой же повесткой просто не выкладывая протокол в ГИС ЖКХ.

Размещение сообщения в ГИС ЖКХ

Приводим изменение полностью:
Часть 4 статьи 45 Жилищного кодекса РФ после слов «должно быть» дополнить словами «размещено в системе [имеется в виду ГИС ЖКХ] или региональной информационной системе при условии обеспечения размещения в системе в автоматизированном режиме этого сообщения, либо», слова «под роспись либо» заменить словами «под роспись, либо» [добавили запятую].

Для наглядного сравнения приводим в формате «было – стало»:

Что пишут депутаты

Пахомов Сергей Александрович написал так:
«Отныне законодательно закрепляется обязанность лица, инициировавшего проведение внеочередного общего собрания собственников, разместить уведомление о проведении собрания в системе ГИС ЖКХ или аналогичных региональных системах».

Разворотнева Светлана Викторовна пишет:
«Отныне инициатор собрания – в какой бы форме оно не проводилось – обязан разместить в системе (ГИС ЖКХ, или региональной) информацию о проведении собрания, а по истечении 10 дней по окончании собрания – решение и протокол собрания».

Что не так с этими утверждениями:

Инициатор был бы обязан разместить сообщение в информационной системе, если бы принятый закон не давал ему выбора в способе уведомления. А принятые поправки именно этот выбор и предлагают, так как все способы уведомления написаны через союз «либо», который употребляется при связи однородных членов предложения, по значению взаимоисключающих или заменяющих друг друга.

Вот так этот выбор видно еще лучше:
«Сообщение о проведении собрания должно быть
- размещено в информационной системе…,
- либо
направлено каждому собственнику заказным письмом…, если решением собрания … не предусмотрен иной способ направления сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику под роспись,
- либо размещено в помещении дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников».

То есть к стандартным, старым способам оповещения добавилось уведомление через ГИС ЖКХ. Это гораздо дешевле заказных писем, быстрее обходов для вручения под роспись, одним словом – счастье для инициатора, если он имеет возможность разместить такое сообщение.

Однако обязательность именно такого способа уведомления касается только собраний, которые проводятся через информационную систему (ч. 5 ст. 47.1 ЖК РФ). И для таких собраний это нововведение является положительным, поскольку раньше имелось некоторое противоречие между ст. 47.1 и 45 ЖК РФ. Теперь стало лучше.

Как разместить сообщение о собрании в ГИС ЖКХ

«Благодаря» трактовке депутатов собственники уже начинают паниковать. Они думают, что им больше никак не провести собрание. У кого-то нет учетной записи, другие считают, что это технически невозможно.

Первым стоит снова почитать изменения в первоисточнике (законе), обратить внимание, что размещение сообщения в ГИС ЖКХ сформулировано как альтернативный, а не единственный обязательный способ уведомления.

Вторые могут разместить сообщения через личный кабинет. Там нужно выбрать кнопку голосований по дому, откроется реестр сведений о голосовании, где во вкладке «Сообщение о проведении собрания» можно добавить информацию о собрании, в какой бы форме оно ни проводилось.

Ниже скриншоты из личного кабинета, за которые спасибо автору канала «Старший по дому»:

В личном кабинете нужно нажать «Голосование по дому»
Справа внизу есть кнопка «Добавить»
Откроется окно для заполнения информации, которая составляет сообщение о проведении собрания

Если этих скринов недостаточно, можно почитать руководство пользователя по ГИС ЖКХ. Смотреть нужно страницу 97 и 101 – 107. 

Проблема только в том, что не у всех собственников доступна кнопка с голосованиями. Так бывает, если не подключен лицевой счет или из-за других технических моментов. В таком случае можно помучать техподдержку и управляющую организацию.

Еще один недостаток нововведения собственники могут увидеть в том, что изменение позволяет УК-инициатору соблюсти процедуру уведомления, по факту не уведомив практически никого в типичном для таких примеров «доме, где живут одни бабушки, которые не пользуются интернетами».

Размещение итогов собрания в ГИС ЖКХ

Приводим изменение полностью:
В части 1 статьи 46 слова «в системе лицом, инициировавшим общее собрание» заменить словами «в системе или региональной информационной системе при условии обеспечения размещения в системе в автоматизированном режиме указанных документов лицом, инициировавшим общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, не позднее чем через десять дней после проведения такого собрания».

Для наглядного сравнения приводим в формате «было – стало»:

Таким образом, депутаты прописали десятидневный срок для инициатора собрания на размещение протокола в информационной системе.

Обязанность инициатора разместить протокол в ГИС ЖКХ была и раньше, в этом никакой новости нет (вот старая инструкция, как это сделать). С учетом того, что инициатору отводилось 10 дней на то, чтобы передать документы в УК, то и протоколы размещались примерно в эти же сроки, но только теми инициаторами, кто мог технически это сделать.

Чаще всего на практике протоколы размещали сами управляющие компании, тем более это и так предусмотрено Приказом Минстроя №44/пр (п. 5 Приложения №2).

История поправок про общее собрание

Напомним, что изменения относительно собраний появились в законопроекте по другой теме (аннулирование лицензии) и лишь ко второму чтению.
Изначально эти изменения хотели добавить в закон о количестве голосов по смене УК. Это следовало из документа, подготовленного ко второму чтению, но позже замененного на сайте sozd.duma.gov.ru.

То есть первоначально поправки должны были пройти вместе с другим законопроектом и в другом виде. Однако в закон о количестве голосов для смены УК их почему-то добавлять передумали.

Обратите внимание на первоначальные формулировки:

Именно в этом варианте прописано ограничение на повторное собрание, если протокол не размещен инициатором в ГИС ЖКХ. И именно здесь размещение сообщения о собрании в ГИС ЖКХ предполагался как обязательный способ уведомления о собрании: не «в ГИС ЖКХ, либо», а в «в ГИС ЖКХ и либо…».

Это объясняет странные позиции депутатов. Они пишут про первоначальный замысел. Если бы закон был принят в таком виде, то их посты были бы корректными и соответствующими действительности.

А так получается, что кто-то отредактировал предложения – вроде бы и в мелочах, а смысл поменялся. Самим депутатам об этом не сказали (видимо).

«Условие обеспечения размещения»

Напоследок небольшое пояснение про словосочетание из закона, которое многим читателям непонятно.

Сообщение и протокол размещаются в ГИС ЖКХ или региональной информационной системе при условии обеспечения размещения этих документов в системе (ГИС ЖКХ) в автоматизированном режиме.

Этот малопонятный хвостик относится к размещению документов в региональной информационной системе. Документы в ней можно размещать, если оттуда они автоматом пойдут в ГИС ЖКХ.

Такое же словосочетание используется в части 14 ст. 47.1 ЖК РФ (про онлайн-собрания), появившейся благодаря Федеральному закону от 25.05.2020 № 156-ФЗ:
собрание с использованием региональной информационной системы проводится при условии обеспечения размещения в ГИС ЖКХ в автоматизированном режиме документов такого собрания.
При этом закон № 156-ФЗ устанавливал, что положения части 14 статьи 47.1 Жилищного кодекса РФ в части размещения в ГИС ЖКХ в автоматизированном режиме информации применяются с момента обеспечения технической возможности такого размещения, которая должна быть обеспечена не позднее 1 июля 2021 года.

1 Comment

  • Игорь
    Posted 17.07.2022 at 09:14

    Так в итоге каков интервал по времени ограничения двух собраний подряд? Опять забили болт и не ввели ограничение двух собраний подряд? Внесли какие-то дополнения, а толку от этих дополнений нет абсолютно никакого.
    Что нужно было сделать:
    1. Ввести ограничение по времени на созыв двух собраний подряд по одной и той же повестке (смена УК и т.п.). Минимум до трех месяцев. А лучше 6 мес. Чтоб исключить так называемую войну протоколов, когда побеждает та УК, что подделает больше подписей и занесет побольше денег в стройнадзор.
    2. Сделать все собрания в электронном виде. Чтоб исключить подделку подписей.
    3. Убрать ненужное деление кворума по некоторым вопросам 50% или 67%. Сделать, чтоб абсолютно все вопросы считались утвержденными при 67% или 50%. Убрать простое большинство от 50% кворума совсем, поскольку это слишком легкий способ провести собрание для смены УК, который развязывает руки управляющим компаниям. В то время как для создания ТСН требуется 50%+1% от общего числа собственников. Т.е. по работе для сбора голосов – больше примерно на треть. Почему такие неравные условия – непонятно.
    4. Прописать законодательно, какие нарушения влекут ничтожность, а какие можно признавать незначительными.
    5. Усилить наказание за подделку официального документа.
    И многое другое. Короче, закон по-прежнему сырой.

Поделиться мнением о прочитанном

Главные темы
Собрание

Общее собрание собственников

Оплата ЖКУ

Оплата услуг в сфере ЖКХ

Содержание жилья

Содержание и текущий ремонт

Отопление

Теплоснабжение многоквартирного дома

Электроснабжение

Электричество в многоквартирном доме

Мусор

Обращение с твердыми коммунальными отходами

Газоснабжение

Поставка газа и газовое оборудование

Водоснабжение

Горячее и холодное водоснабжение, водоотведение

Капремонт

Капитальный ремонт в многоквартирном доме

Лицензирование

Лицензирование и управление многоквартирным домом