Незаконные представления прокурора в сфере ЖКХ
Самая популярная мера прокурорского реагирования – это внесение представления об устранении нарушений закона. Регламентируется статьей 24 закона о прокуратуре. Материал опубликован 10.02.2023. Обновлен 03.05.2024 В этом материале собрали примеры незаконных представлений, внесенных УО, ТСЖ, РСО Определение Третьего КСОЮ № 8а-13689/2020 (Санкт-Петербург) о претензиях прокурора к решению общего собрания и работе с должниками Согласно представлению,…
Неудачи ИГЖН Пермского края при проведении проверок и привлечении к ответственности
Собрали в этом материале несколько примеров из практики, когда суды признавали незаконными предписания и штрафы ИГЖН Пермского края. Материал опубликован 12.07.2023. Обновлен 03.05.2023. Незаконный штраф за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения Суд признал незаконным постановление ИГЖН Пермского края о назначении наказания за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения. Причина: по мнению суда, законом не…
Перерасчет платы за КР СОИ: за весь 2022 год или только с сентября
Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика. Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в…

Обязан ли регоператор устанавливать контейнеры для сбора ТКО

Первый кассационный суд общей юрисдикции решил, что у регоператора по обращению с ТКО обязанности устанавливать контейнеры нет (определение № 88 – 7762/2022).

Один из многоквартирных домов Московской области оборудован мусоропроводами и мусорокамерами. Для сбора, вывоза и утилизации отходов собственники этого МКД заключили с региональным оператором по обращению с ТКО (далее — ответчик) прямой договор.

Однако спустя некоторое время собственники пришли к выводу, что ответчик нарушает условия договора. Во всех подъездах МКД контейнеры под мусоросборными стволами находятся в ненадлежащем, разрушенном и испорченном состоянии. Это вызывает антисанитарию, нарушает правила обращения с отходами производства и потребления, создает неблагоприятные условия для проживания граждан.

По этому вопросу собственники неоднократно обращались в управляющую компанию и к ответчику, но исправные мусорные контейнеры так никто и не установил. В ответ на претензию председателя МКД ответчик отрицал свою обязанность по установке контейнеров для сбора ТКО. Полагает, что расположенные в мусорокамерах контейнеры относятся к общедомовому имуществу, в связи с чем ответственность за их содержание несет УК.

Председатель совета МКД (далее — истец) обратился в суд. В исковом заявлении просил обязать ответчика разместить и использовать для накопления ТКО в многоквартирном доме четыре контейнера емкостью 0,7 куб. м каждый.

Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, указав на следующее:

  • обращение с ТКО на территории субъекта РФ обеспечивается регоператорами на основании заключенных с потребителями договоров;
  • регоператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО;
  • приобретение контейнеров для накопления ТКО и их ремонт возложены на регоператора, являются его прямой обязанностью и должны осуществляться исключительно за счет утвержденного тарифа.

Апелляционный суд отменил вынесенное решение и отказал в удовлетворении исковых требований.

По общему правилу, контейнеры могут приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места (площадки) накопления ТКО; органами местного самоуправления, создавшими места (площадки) накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством; лицами, осуществляющими управление МКД, потребителями.

«Приобретение контейнеров и бункеров для накопления (складирования) ТКО и их содержание может осуществляться региональным оператором, но только в пределах, не превышающих 1% необходимой валовой выручки [НВВ] регионального оператора на очередной период регулирования, при учете органом регулирования тарифов соответствующих расходов».

Однако ответчик уже исполнил свою обязанность по закупке контейнеров. Об этом свидетельствует экспертное заключение Отдела регулирования цен (тарифов) на социально значимые товары, работы и услуги в области обращения с ТКО Комитета по ценам и тарифам Московской области.
Согласно этому заключению, фактически затраты оператора на приобретение контейнеров и бункеров за 2020 г. и истекший период 2021 г. составили 1,31% НВВ, тогда как закупка контейнеров не должна превышать 1% НВВ.

Также суд установил:

  • Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общедомового имущества, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством РФ.
  • Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений в МКД или лицах, осуществляющих управление МКД. При этом плата за соответствующие услуги входит в состав платы за содержание жилого помещения, вносимой собственниками МКД.
  • В п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда № 170 предусмотрены следующие обязанности организации по обслуживанию жилищного фонда: установка на обслуживаемых территориях сборников для твердых отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и мусоросборников, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

То есть, «в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, к обязанностям регионального оператора не относится создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО».

Кассационный суд оставил решение нижестоящего суда без изменений, а жалобу истца — без удовлетворения.

➜ Другой материал по теме — «Оборудование и содержание контейнерных площадок: информация органа жилищного надзора»

Александра Павлова:

View Comments (1)

  • К сожалению, этот вопрос не урегулирован и порождает споры. Рег операторы стремятся возложить бремя содержания мусорных контейнеров на собственников . Но собственники эти контейнеры не приобретали и не устанавливали в большинстве случаев. Считаю, что логично будет если за контейнеры будет отвечать рег оператор с учетом того, что он заинтересован в контейнерах опред. формы (исходя из применяемых производственных технологий)