С кого запрещено брать комиссию при оплате ЖКУ
Опубликован Федеральный закон от 19.12.2023 № 602-ФЗ "О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ". Изначально речь шла про запрет на взимание комиссии при внесении физическими лицами платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Позже законопроект был изменен таким образом, что теперь поправки не коснутся большинства плательщиков. Закреплено, что…
Абонентские и псевдоабонентские договоры и проблемы УО из-за их заключения
ООО «Управляющая компания «Райцентр» из Московской области заключила с предпринимателем договоры на заполнение сайта ГИС ЖКХ (16000 р. ежемесячно) и ведение сайта УК (50000 р. ежемесячно). Так как УО оплатила не всё, на что рассчитывал предприниматель, последний обратился с иском в суд, где попросил взыскать более 900 000 р. задолженности и процентов.  Суд взыскал всего…
Долги предыдущего собственника по взносам на капремонт. Случаи из практики
Подобрали четыре примера из судебной практики, когда задолженность по уплате взносов на капремонт стала проблемой как для продавца квартиры/нежилого помещения, так и для покупателя. Неудачная попытка списать долг за капремонт по сроку исковой давности В сентябре 2022 г. жительница Красноярского края (Л.) продала свою квартиру с условием погашения задолженности по оплате капремонта. Но в ФКР…

Промежуточный бухгалтерский баланс УК для участия в конкурсе

Верховный Суд РФ разбирался, нужен ли бух. баланс для участия в конкурсе по отбору управляющей организации.

В этом деле администрации города Лабытнанги судилась с УФАС ЯНАО.

Причина спора

Администрация не допустила УО до конкурса из-за того, что та не предоставила копию бухаглтерского баланса за последний отчетный период, как это требуется по Правилам проведения конкурса № 75 (п. 53).

Управляющая организация пожаловалась в УФАС: она недавно создана, срок для составления годовой отчетности еще не наступил, предоставлять нечего.

УФАС ЯНАО согласилось с этим, так как решила, что у компании не было объективной возможности представить годовую бухгалтерскую отчетность, а промежуточную она составлять не обязана.

Три судебные инстанции тоже встали на сторону компании и антимонопольного органа.
И это очень странно, потому что администрация и УО уже просудились по ровно такому же поводу (дело № А81 – 7539/2020). И тогда выиграла администрация.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа тогда отмечал:
«промежуточная бухгалтерская отчетность должна составляться экономическим субъектом и в том случае, когда законодательством РФ, к которому относятся также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в области жилищного законодательства, предусмотрена обязанность представления указанной отчетности для каких-либо юридически значимых целей».

Однако по спору с УФАС кассационная инстанция забыла, что писала месяц назад и не поддержала муниципалитет.

Пришлось вмешиваться Верховному Суду РФ (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ № 304-ЭС21 – 28737 по делу № А81 – 341/2021).

  • В Правилах № 75 написано, что к заявке прикладывается именно копия бухгалтерского баланса за последний отчетный период, а не какая-либо другая бумажка в подтверждение финансовой состоятельности.
  • Отсутствие баланса является основанием для отказа в допуске претендента к участию в конкурсе. Это тоже написано в Правилах № 75.
  • При этом в Правилах № 75 не написано, что отчетность должна быть именно годовая. Сойдет и промежуточная.
  • У организации была возможность составить промежуточную отчетность и приложить ее к заявке, но она этого не сделала.
  • Отказ администрации – законный, а предписание УФАС – нет.

Напомним очень похожую тему – «Составление и размещение промежуточной бухгалтерской отчетности в ГИС ЖКХ: позиция Верховного Суда РФ». Тут более подробное обоснование, почему нужно составлять промежуточную отчетность.

Антонина Юдина: