Незаконные представления прокурора в сфере ЖКХ
Самая популярная мера прокурорского реагирования – это внесение представления об устранении нарушений закона. Регламентируется статьей 24 закона о прокуратуре. Материал опубликован 10.02.2023. Обновлен 03.05.2024 В этом материале собрали примеры незаконных представлений, внесенных УО, ТСЖ, РСО Определение Третьего КСОЮ № 8а-13689/2020 (Санкт-Петербург) о претензиях прокурора к решению общего собрания и работе с должниками Согласно представлению,…
Неудачи ИГЖН Пермского края при проведении проверок и привлечении к ответственности
Собрали в этом материале несколько примеров из практики, когда суды признавали незаконными предписания и штрафы ИГЖН Пермского края. Материал опубликован 12.07.2023. Обновлен 03.05.2023. Незаконный штраф за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения Суд признал незаконным постановление ИГЖН Пермского края о назначении наказания за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения. Причина: по мнению суда, законом не…
Перерасчет платы за КР СОИ: за весь 2022 год или только с сентября
Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика. Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в…

Госдума не стала вводить штрафы для РСО за неправильные начисления платы

Госдума РФ отклонила в 1 чтении законопроект № 5795 – 8 об установлении ответственности ресурсоснабжающих организаций за нарушение порядка расчета платы за коммунальные услуги.

Этот проект вносило Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан.

Обоснование инициативы было такое:
Если УК нарушает порядок начисления платы, то ее привлекают к ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, предусматривающей крупные штрафы.
Если РСО нарушает то же самое, то органы жилищного надзора ее не привлекают, так как нет соответствующей статьи. Это несправедливо, тем более на необоснованные начисления со стороны РСО граждане жалуются часто.

Однако федеральные законодатели инициативу не поддержали.

Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству обосновал свою позицию следующим образом:

  • меры ответственности РСО уже есть – в ЖК РФ предусмотрена возможность уплаты штрафа потребителю в 50% от чрезмерного начисления. Этого достаточно.
  • помимо этого, в случае неисполнения требования потребителя коммунальной услуги об уплате штрафа в добровольном порядке, РСО может быть подвергнута судом штрафу в рамках закона «О защите прав потребителей».
    Только вот практика правоприменения показывает, что часть судов считает невозможным совмещение этих 2 видов гражданско-правовой ответственности (например, апелляционные определения Ярославского облсуда № 33 – 5506/2021, Мосгорсуда № 33 – 43541/2021) – прим. ред.
  • если установить еще и штрафы в КоАП РФ, то это чрезмерно и несоизмеримо с понесенными потребителями убытками.
    Тем временем УО продолжат оплачивать штрафы по 14.1.3 КоАП РФ, а их руководители – даже подвергаться дисквалификации – прим. ред.
  • в противном случае предлагаемое регулирование может создать условия для привлечения РСО к административной ответственности за одно и то же правонарушение дважды, что противоречит требованиям Кодекса об общих правилах назначения наказания.
    Только это требование заключается в том, что «никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение» (ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ). Что Комитет ГД считает первым привлечением к административной ответственности, отсутствие которой и привело к этой законодательной инициативе? - прим. ред.

В общем, любителям прямых договоров остается рассчитывать только на Роспотребнадзор, иногда он штрафует РСО за лишние начисления в квитанциях (обман потребителя).

Антонина Юдина: