Может ли собственник использовать персональные данные других собственников для проведения общего собрания без их согласия? Ответ: может, – в тех пределах, которые необходимы для организации собрания и оформления результатов голосования.
Проблема: УК или оппозиция указывает на нарушение закона о персональных данных
Некоторым управляющим компаниям не нравится активность жильцов. Например, что собственники проводят общие собрания для решения вопросов, связанных с управлением домом. Одни УК не дают реестр собственников, который нужен для проведения собрания, другие настраивают соседей против инициатора собрания, который получил данные собственников самостоятельно.
Пример от читателя:

Напомним, что Жилищный кодекс закрепляет обязанность управляющей компании выдавать реестр инициатору собрания, но тот реестр не содержит всех сведений, которые нужны для оформления протокола собрания в соответствии с требованиями Приказа Минстроя №44/пр. Поэтому часто инициаторы составляют реестр сами или используя сервисы, помогающие в проведении общих собраний.
Почему здесь нет нарушения закона о персональных данных
Инициатор общего собрания не нарушает закон о защите персональных данных. Готовя документы для собрания, он действительно работает с данными собственников и в период проведения собрания является оператором по обработке данных собственников.
Однако закон предусматривает случаи-исключения, когда согласие субъектов персональных данных (в данном случае собственников) не требуется. Действия инициатора собрания подпадают под эти исключения:
оператор не обязан получать согласие на обработку данных, если она нужна для достижения целей, предусмотренных законом, для выполнения обязанностей, предусмотренных законодательством (п. 2 ч.1 ст. 6 закона о персональных данных).
При проведении собрания инициатор обязан выполнять требования Жилищного кодекса РФ и подзаконных актов, в том числе уведомить собственников о собрании, обеспечить оформление протокола в соответствии с требованиями приказа Минстроя №44/пр.
Этот приказ предусматривает обязанность инициатора подготовить бюллетени, а к протоколу приложить реестр всех собственников, включающий гораздо больше сведений, чем тот реестр, который ведет и выдает управляющая компания на основании ч. 3.1 ст. 45 Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, инициатор действует в рамках жилищного законодательства и закона о защите персональных данных.
Позиция Роскомнадзора
Мы попросили Роскомнадзор дать свои пояснения.
Ведомство в ответе 16.12.2021 № 08 – 85481 озвучило примерно такую же позицию:
- Условия обработки персональных данных установлены положениями ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Пунктами 2 – 11 ч. 1 ст. 6 Федерального закона предусмотрены случаи обработки персональных данных, при наступлении которых согласие субъекта персональных данных не требуется, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
- Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона допускается обработка персональных данных для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей.
- Согласие собственников на обработку их персональных данных не требуется при передаче персональных данных, содержащихся в реестре собственников, в целях созыва и организации проведения общего собрания.
- Требования к оформлению протоколов общих собраний, утвержденные приказом Минстроя от 28.01.2019 № 44/пр, в частности пп. «а» п. 13 содержит объем персональных данных, не соответствующий объему, установленному ч. 3.1 ст. 45 ЖК, а именно реквизиты документа, подтверждающего право собственности на помещение собственника.
- Согласно Составу информации поставщиками информации в ГИС ЖКХ, утвержденному приказом Минкомсвязи России от 29.02.2016 № 74, Минстроя России № 114/пр, протокол общего собрания подлежит размещению в ГИС ЖКХ.
- Таким образом, при оформлении протоколов общего собрания в целях исполнения требований Приказа № 74/114/пр, а также соблюдения Требований приказа № 44/пр получение согласия собственников помещений в многоквартирном доме на обработку их персональных данных не требуется.
- Персональные данные лиц, подлежащие указанию в протоколе общего собрания, должны обрабатываться лицом, председательствующим на общем собрании, секретарем общего собрания, а также лицами, присутствующими на общем собрании, с соблюдением требования об обеспечении конфиденциальности персональных данных, предусмотренного ст. 7 закона о персональных данных.
Важно! С 1 сентября 2024 года вместо Приказа № 74/114/пр действует Приказ Минстроя России от 07.02.2024 № 79/пр «Об установлении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, обязательное размещение которой предусмотрено Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».
Судебная практика
В Магаданской области управляющая организация ООО «Джой» так обиделась, что восьмиквартирный дом 1979 года постройки ушел под управление конкурента (ООО «ГУК «Строитель»), что накатала на ГУК жалобу в Роскомнадзор.
В жалобе просила оценить законность действий «ГУК «Строитель» по обработке персональных данных собственников без их согласия. Ведь по сведениям заявителя, инициатор собрания не обращался за реестром собственников в действующую управляющую организацию – ООО «Ремстройдом», следовательно, реестр был составлен самостоятельно.
Выходит, что сторонняя УО пожаловалась на выбранную собственниками компанию за то, что инициатор собрания не запросил у старой УО реестр собственников для собрания по смене управляющей организации.
В дальнейшем из судебных актов выяснится, что ООО «Джой» состоит в списке временных управляющих организаций, поэтому возможно, что она рассчитывала получить дом как временная УО. В общем, её интерес в этом деле не очень понятен, но настойчивость удивительна.
Роскомнадзор учел, что инициаторами собрания были собственники, а не ООО «ГУК «Строитель», и вынес определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Тогда ООО «Джой» оспорило “бездействие” Роскомнадзора в суде, пройдя две инстанции. Оно настаивало, что РКН не доказал создание реестра инициатором собрания, и написало много другого странного, вплоть до того, что “в случае выявления нарушений при составлении реестра собственников ООО «Джой» имеет право обратиться в суд с заявлением о признании недействительным решения собственников внеочередного общего собрания по основаниям его ничтожности”.
Управление Роскомнадзора парировало: оно нигде не писало о том, что реестр создал инициатор, однако полагает, что персональные данные собственников помещений инициатор мог получить от самих собственников.
Кроме того, РКН не уполномочен осуществлять госжилнадзор, а заявитель не управлял домом и не может обжаловать решение собрания собственников.
Суды поддержали административный орган^
“Статья 45 ЖК РФ не содержит запретов на создание реестра собственников инициаторами проведения собрания. В свою очередь, Законом № 152- ФЗ, ЖК РФ не предусмотрено получение согласия на обработку персональных данных в письменной форме собственников помещений при подготовке и проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также при передаче инициаторами проведения собрания решений и протоколов собрания в управляющую компанию, в орган государственного жилищного надзора”.
Также суд не забыл указать, что РКН не мог нарушить права и законные интересы заявителя, не обосновавшего, как именно его предпринимательская деятельность затронута проведением собственниками собрания по смене одной посторонней компании на другую (дело № А37 – 1786/2024).
Попытка оспорить конституционность ч. 3.1 ст. 45 Жилищного кодекса РФ
Суды общей юрисдикции обязали председателя правления ТСЖ ознакомить собственников с документами товарищества, включая реестр собственников. Классические возражения про заботу о защите персональных данных не помогли.
Тогда председатель написала жалобу в Конституционный Суд РФ. Наверное, она думала, что там ей ответят что-то другое. Но нет.
Суд отказал в принятии жалобы к рассмотрению и отметил:
— законодатель вправе определить законные способы получения информации;
— закон № 152-ФЗ «О персональных данных» допускает обработку персональных данных без согласия в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 1 статьи 6, статья 7, части 2 и 3 статьи 9);
— к числу таких исключений относятся нормы Жилищного кодекса РФ, закрепляющие обязанность УО (ТСЖ, ЖСК) предоставить реестр собственников инициатору собрания или право собственников ознакомиться с внутренними документами товарищества, в том числе с реестром его членов.
Конституционный Суд РФ указал, что нормы призваны обеспечить эффективную реализацию собственниками права на участие в управлении многоквартирным домом, например, в случае ознакомления с документацией товарищества — обжаловать в суде решения органов управления ТСЖ.
При этом собственники, которые получили персональные данные, обязаны не раскрывать их третьим лицам и не распространять их без согласия субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных законом (определение № 34210О от 24.12.2024).
Опубликовано 24.01.2022. Обновлено 11.02.2025
➜ Подписаться на канал автора в Telegram
➜ Обратиться за помощью в подготовке документов для собрания