Абонентские и псевдоабонентские договоры и проблемы УО из-за их заключения
ООО «Управляющая компания «Райцентр» из Московской области заключила с предпринимателем договоры на заполнение сайта ГИС ЖКХ (16000 р. ежемесячно) и ведение сайта УК (50000 р. ежемесячно). Так как УО оплатила не всё, на что рассчитывал предприниматель, последний обратился с иском в суд, где попросил взыскать более 900 000 р. задолженности и процентов.  Суд взыскал всего…
Долги предыдущего собственника по взносам на капремонт. Случаи из практики
Подобрали четыре примера из судебной практики, когда задолженность по уплате взносов на капремонт стала проблемой как для продавца квартиры/нежилого помещения, так и для покупателя. Неудачная попытка списать долг за капремонт по сроку исковой давности В сентябре 2022 г. жительница Красноярского края (Л.) продала свою квартиру с условием погашения задолженности по оплате капремонта. Но в ФКР…
ТСЖ из Санкт-Петербурга застраховало свою ответственность, но замучилось с получением страхового возмещения
ТСЖ «Дивенская 5» заключило договор страхования, по которому страховщик обязался за страховую премию при наступлении предусмотренного в Договоре страхового случая выплатить страховое возмещение в размере вреда, причиненного жизни, здоровью и (или) имуществу выгодоприобретателей. Через год в доме из-за износа системы горячего водоснабжения произошёл залив квартиры, которая пострадала на 300 тысяч рублей. Опубликовано 13.02.2024. Обновлено…

Должен ли муниципалитет регламентировать обеспечение жителей дровами

Должна ли администрация городского поселения разработать нормативно-правовые акты, регламентирующие организацию снабжения граждан дровами? Суды не смогли прийти к единому мнению (определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции № 88А-24017/2021).

Житель Орловского городского поселения Кировской области (далее — истец) обратился в суд с иском к местной Администрации. Истец посчитал, что она должным образом не организовала снабжение населения топливом, в том числе твердым топливом — дровами:

  • в городском поселении не приняты соответствующие нормативно-правовые акты;
  • информация о жителях (в том числе льготниках), использующих печное отопление, не собирается;
  • мониторинг потребностей населения в твердом топливе не ведётся.

Из-за отсутствия нормативно-правовой базы жители Орловского городского поселения вынуждены покупать дрова за свой счет и чаще всего — на стихийных рынках. Как следствие, льготники не могут получить подтверждающие покупку документы и оформить компенсационные выплаты в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов» № 181-ФЗ.

В исковом заявлении житель Орловского городского поселения просит признать бездействие Администрации незаконным, а также обязать ее организовать снабжение населения топливом, в том числе дровами.

Суд первой инстанции удовлетворил требования истца.
Снабжение населения твердым топливом относится к вопросам местного значения (п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» № 131-ФЗ). 
Организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей и контроль за готовностью отдельных категорий потребителей к отопительному сезону входят в перечень полномочий местных органов самоуправления (ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О теплоснабжении» № 190-ФЗ).
Закрепление этих положений в законодательстве обязывает Администрацию наладить деятельность по обеспечению граждан тепловой энергией надлежащего качества и в объеме, необходимом для нормальной жизнедеятельности.

Апелляционный суд отменил вынесенное решение и отказал в удовлетворении исковых требований.
Суд посчитал, что ФЗ «О теплоснабжении» не подлежит применению к правоотношениям по обеспечению населения твердым топливом (дровами). 

«При отсутствии специального закона, регламентирующего полномочия органа местного самоуправления в сфере организации снабжения населения твердым топливом, указанное снабжение должно осуществляться в порядке, установленном жилищным законодательством, предусматривающем порядок обеспечения граждан коммунальными услугами».

Твердое топливо для отопления жилых помещений — это коммунальный ресурс, а предоставление коммунальных услуг осуществляется на основании возмездного договора. Порядок продажи и доставки твердого топлива регулирует раздел XV Правил предоставления коммунальных услуг № 354.
Также суд первой инстанции не учел, что на территории Орловского городского поселения есть хозяйствующие субъекты, для которых в 2021 г. Правление Региональной службы по тарифам установило цены на твердое топливо. Розничную продажу дров осуществляет один ИП и одна организация.

Кассационный суд не согласился с выводами апелляционного суда – отменил решение и направил дело на новое апелляционное рассмотрение.

При этом кассационный суд, как и суд первой инстанции, ссылался на положения ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и ФЗ «О теплоснабжении».
Кассационный суд отметил, что «административный истец в своем иске заявлял не об обязанности органа местного самоуправления по обеспечению населения твердым топливом (дровами), а указывал на отсутствие нормативного правового регулирования в сфере организации снабжения населения города Орлова топливом, что, по мнению истца, нарушает его права».
Также нижестоящие суды не проверили доводы истца, которые он приводил в обоснование своих требований.

Александра Павлова: