Должен ли муниципалитет регламентировать обеспечение жителей дровами
Должна ли администрация городского поселения разработать нормативно-правовые акты, регламентирующие организацию снабжения граждан дровами? Суды не смогли прийти к единому мнению (определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции № 88А-24017/2021).
Житель Орловского городского поселения Кировской области (далее — истец) обратился в суд с иском к местной Администрации. Истец посчитал, что она должным образом не организовала снабжение населения топливом, в том числе твердым топливом — дровами:
- в городском поселении не приняты соответствующие нормативно-правовые акты;
- информация о жителях (в том числе льготниках), использующих печное отопление, не собирается;
- мониторинг потребностей населения в твердом топливе не ведётся.
Из-за отсутствия нормативно-правовой базы жители Орловского городского поселения вынуждены покупать дрова за свой счет и чаще всего — на стихийных рынках. Как следствие, льготники не могут получить подтверждающие покупку документы и оформить компенсационные выплаты в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов» № 181-ФЗ.
В исковом заявлении житель Орловского городского поселения просит признать бездействие Администрации незаконным, а также обязать ее организовать снабжение населения топливом, в том числе дровами.
Суд первой инстанции удовлетворил требования истца.
Снабжение населения твердым топливом относится к вопросам местного значения (п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» № 131-ФЗ).
Организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей и контроль за готовностью отдельных категорий потребителей к отопительному сезону входят в перечень полномочий местных органов самоуправления (ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О теплоснабжении» № 190-ФЗ).
Закрепление этих положений в законодательстве обязывает Администрацию наладить деятельность по обеспечению граждан тепловой энергией надлежащего качества и в объеме, необходимом для нормальной жизнедеятельности.
Апелляционный суд отменил вынесенное решение и отказал в удовлетворении исковых требований.
Суд посчитал, что ФЗ «О теплоснабжении» не подлежит применению к правоотношениям по обеспечению населения твердым топливом (дровами).
«При отсутствии специального закона, регламентирующего полномочия органа местного самоуправления в сфере организации снабжения населения твердым топливом, указанное снабжение должно осуществляться в порядке, установленном жилищным законодательством, предусматривающем порядок обеспечения граждан коммунальными услугами».
Твердое топливо для отопления жилых помещений — это коммунальный ресурс, а предоставление коммунальных услуг осуществляется на основании возмездного договора. Порядок продажи и доставки твердого топлива регулирует раздел XV Правил предоставления коммунальных услуг № 354.
Также суд первой инстанции не учел, что на территории Орловского городского поселения есть хозяйствующие субъекты, для которых в 2021 г. Правление Региональной службы по тарифам установило цены на твердое топливо. Розничную продажу дров осуществляет один ИП и одна организация.
Кассационный суд не согласился с выводами апелляционного суда – отменил решение и направил дело на новое апелляционное рассмотрение.
При этом кассационный суд, как и суд первой инстанции, ссылался на положения ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и ФЗ «О теплоснабжении».
Кассационный суд отметил, что «административный истец в своем иске заявлял не об обязанности органа местного самоуправления по обеспечению населения твердым топливом (дровами), а указывал на отсутствие нормативного правового регулирования в сфере организации снабжения населения города Орлова топливом, что, по мнению истца, нарушает его права».
Также нижестоящие суды не проверили доводы истца, которые он приводил в обоснование своих требований.