Персональные данные должников. Случаи из практики
Нередко размещение/публикация списка должников по оплате ЖКУ становится поводом для претензий собственников к УО. В попытке доказать, что их персональные данные обрабатывают и распространяют незаконно, они жалуются в различные инстанции и подают иски в суд. Чем это может закончиться, показали на двух примерах из судебной практики. Опубликовано 12.01.2023. Обновлено 27.04.2024. Публикация УО списка должников еще…
Заключение прямого договора межу банком и РСО помогает увеличить частотность платежей почти в 2 раза ― Тинькофф
Благодаря заключению договора между банком, управляющими и ресурсоснабжающими компаниями частотность оплат удается увеличить с 24% до 45%. Об этом рассказал руководитель продукта «Платежи ЖКХ» Тинькофф Антон Ломакин в ходе выступления на Международной выставки «ЖКХ России — 2024». По данным Росстата, с июля 2022 по июль 2023 года сумма задолженности за услуги ЖКХ выросла на 8,7%…
Собственники утвердили «свой» размер платы. Что делать управляющей организации
Общее собрание собственников должно учитывать предложения управляющей организации при утверждении размера платы за содержание жилья. Однако иногда собственники принимают свой размер платы: кто-то его экономически обосновывает, а кто-то ориентируется лишь на чувство комфорта. Что происходит дальше? Подобрали судебную практику, чтобы показать возможные варианты развития событий. Опубликовано 25.02.2021. Обновлено 26.04.2024. Вариант первый. Управляющая организация не слушается…

Для возмещения убытков из-за некачественной работы УК нарушения нужно доказать

Второй кассационный суд общей юрисдикции согласился с выводом апелляционной инстанции, которая решила, что собственник нежилого помещения вправе потребовать возмещения убытков из-за ненадлежащего качества услуг по управлению МКД. Однако неисполнение УК обязательств необходимо подтвердить в соответствии с правилами, которые установлены жилищным законодательством (дело № 88 – 26197/2021).

УК «Жилищный Стандарт» из г. Ярославля, по мнению одного собственника нежилых помещений, небрежно относилась к содержанию общего имущества.
Собственник нежилых помещений не стал мириться с качеством уборки придомовой территории, отсутствием ремонта крыши, фасада, входной группы и инженерно-технических коммуникаций встроенно-пристроенного нежилого помещения, потому что сам занимался содержанием этого имущества. Для защиты своих прав собственник обратился в суд.

Истец посчитал, что УК причинила убытки в размере самостоятельно понесенных собственником расходов. Их собственник и просил взыскать с ответчика.

Сначала иск был удовлетворён частично.
Суд взыскал с УК 230 000 р. убытков. Первая инстанция посчитала установленным:

  • Ответчик при предоставлении услуг нарушил требования Жилищного кодекса РФ (ч. 9 ст. 161, ст. 36), Правила содержания общего имущества в МКД и правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность № 491 и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов № 354
  • Собственники нежилых помещений с 1998 – 1999 гг. и по настоящее время самостоятельно несут расходы по содержанию и ремонту общего имущества и придомового земельного участка со стороны входной группы в нежилые помещения.
  • Истец не придерживался установленного правилами порядка фиксации периода, когда услуги по управлению МКД не оказывались, однако для взыскания убытков это обстоятельство не имеет правового значения.

Апелляционная инстанция решение отменила, в иске отказала.
Суд второй инстанции исходил из того, что истец не доказал необходимость в расходах по оплате за ремонт кровли, фасада и цоколя. Кроме того, суд счёл недоказанным ненадлежащее качество услуг, которые предоставлял ответчик.

Истец в кассационной жалобе просил суд отменить апелляционное определение.

Второй кассационный суд общей юрисдикции отметил, что собственники помещений несут бремя расходов на содержание общего имущества в МКД (пункты 1 — 2 ст. 39 Жилищного кодекса РФ).
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за иное помещение и коммунальные услуги возникает у собственника с момента возникновения права собственности на жилое помещение ( ст. 153 ЖК РФ).
УК обязана снизить размер платы за содержание и ремонт помещений, если оказаны услуги ненадлежащего качества, в соответствии с Правилами № 491.

Кассационный суд подчеркнул, что взыскать с ответчика убытки можно в случае, если установлен факт ненадлежащего качества услуг и работ.
Однако суд апелляционной инстанции установил, что истец не предоставил суду бесспорных данных, которые подтверждают ненадлежащее оказание услуг.

В частности, при рассмотрении спора необходимо учитывать следующее:

  • потребитель может обратиться в УК с заявлением об изменении размера платы в течение шести месяцев после соответствующего нарушения (п. 8 Правил № 491);
  • основанием для уменьшения размера платы служит акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ (п. 15 Правил № 491).
  • период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным с даты и времени, указанного в акте (пунктом 113 Правил № 354);
  • после устранения причин нарушения качества работ исполнитель обязан убедиться, что потребителю предоставляется коммунальная услуга надлежащего качества в необходимом объёме (п. 113 Правил № 354).

Кассационная инстанция указала, что отмеченные Правила носят специальный характер и обоснованно применены апелляционным судом.
При этом истец не подтвердил соблюдение порядка, в котором должен подтверждаться факт оказания некачественных услуг, не предоставил соответствующие акты.

Памятка. Как составлять акт о некачественной услуге без управляющей организации

Татьяна Сбеглова: