Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Кто отвечает за создание контейнерных площадок для сбора твёрдых бытовых отходов (ТБО) — УК или орган местного самоуправления? В судебной практике можно встретить разные ответы на этот вопрос. Всё зависит от фактических обстоятельств дела: в одних случаях создать площадку для сбора мусора обязывают УК, в других— местную администрацию.

Пример 1. Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (дело № 88 – 13788/2021).

Прокурорская проверка показала, что УК ООО «Логист» из г. Магнитогорска Челябинской области не организует и не содержит площадки накопления твёрдых коммунальных отходов (ТКО) для домов, находящихся в управлении.

Прокурор подал иск в защиту неопределённого круга лиц и просил обязать УК обеспечить жильцам МКД благоприятные условия проживания.

Районный суд обязал УК обеспечить место сбора и вывоза ТКО в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Принимая решение, исходил из того, что в реестре мест (площадок) накопления ТКО администрации г. Магнитогорска, площадка по спорному адресу не значится.

Апелляционная инстанция решение суда первой инстанции отменила и отказала в удовлетворении иска. Отменяя решение, суд второй инстанции руководствовался тем, что:

  • Прокурор не просил обязать УК обеспечить место сбора и вывоза ТКО.
  • Создавать места (площадки) накопления ТКО и вести реестр этих мест по закону обязаны органы местного самоуправления, а не УК, которые обслуживают МКД.

Администрации г. Магнитогорска обжаловала апелляционное определение в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции. Прокуратура Челябинской области просила оставить судебный акт без изменения.

Кассационный суд не нашёл оснований для отмены апелляционного определения, сославшись на правовые нормы, в соответствии с которыми:

  • организация деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО, ведению реестра отнесено к вопросам местного значения городского округа (п. 24 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 4 ст. 8, п. 4 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»);
  • места накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах (п. 3 Правил обустройства мест накопления ТКО и ведения реестра № 1039);
  • мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20 м, но не более 100 м от входных подъездов (пункт 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда № 170);
  • в исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов эти расстояния устанавливаются комиссионно. Акты комиссий должны утверждаться местными властями.

Судебная коллегия установила, что спор возник относительно контейнерной площадки, которая была создана в 2003 году органом местного самоуправления для МКД. Площадка находится на расстоянии менее 20 метров от жилого дома, не оборудована ограждением, контейнеры находятся в ненадлежащем состоянии.

Место расположения контейнерной площадки определено комиссионно. Перенести её на другое место невозможно.

Ни прокурор Ленинского района г. Магнитогорска, ни администрация г. Магнитогорска не предоставили суду доказательств того, что существует возможность организовать площадку в ином месте, с соблюдением требований ранее действовавшего СанПиН 42 – 128-4690 – 88.

Пример 2. Свердловский областной суд (дело № 33 – 10278/2021)

Суд рассмотрел апелляционную жалобу прокурора Верх-Исетского района г. Екатеринбурга на решение районного суда, который отказал в иске об обязании ООО «УК Верх-Исетская» оборудовать места для сбора ТКО.

Районный суд, отказывая в иске, исходил из того, что:

  • Контейнерные площадки должны создавать органы местного самоуправления.
  • УК может быть обязана создать контейнерную площадку только в случае размещения её на земельном участке, который входит в состав общего имущества собственников помещений, а также на земельном участке, принадлежащем УК на правах аренды, безвозмездного пользования.
  • Земельный участок под МКД не сформирован, не поставлен на государственный кадастровый учёт и не включён в состав общего имущества, поэтому он находится в собственности соответствующего публично-правового образования, которое и должно создать контейнерную площадку.

Поэтому УК — ненадлежащий ответчик по заявленным прокурором требованиям.

Апелляционная инстанция не согласилась с выводами районного суда и указала:

  • Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда № 170, УК обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твёрдых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов без переполнения и загрязнения территории (п. 3.7.1).

Вывод суда первой инстанции о том, что земельный участок под МКД не сформирован, не поставлен на государственный кадастровый учёт, противоречит имеющимся в материалах дела выпискам из Единого государственного реестра недвижимости и сведениям из публичной кадастровой карты.

Земельный участок под МКД — общее имущество собственников помещений. Следовательно, обязанность организовать контейнерную площадку лежит на УК, а не на органе местного самоуправления.

Однако суд второй инстанции посчитал некоторые требования прокурора преждевременными с учётом того, что:

  • собственники ещё не определили возможность установить контейнерную площадку на прилегающей к дому территории при наличии на ней детской площадки и иных объектов;
  • место размещения площадки не согласовано с Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области, органом местного самоуправления, а также с собственниками объектов, расположенных на данном земельном участке, в интересах которых установлены ограничения и сервитуты;
  • не определены источники финансирования работ по обустройству контейнерной площадки в состав общего имущества.

Поэтому апелляционный суд частично отменил решение и обязал УК организовать размещение места (площадки) накопления ТКО в более поздний срок.

Другая практика о содержании и организации площадок для мусора

1 Comment

  • Анна
    Posted 14.12.2021 at 12:11

    С этими площадками ничего непонятно(( то так, то эдак суды принимают решения.

Поделиться мнением о прочитанном

Главные темы
Собрание

Общее собрание собственников

Оплата ЖКУ

Оплата услуг в сфере ЖКХ

Содержание жилья

Содержание и текущий ремонт

Отопление

Теплоснабжение многоквартирного дома

Электроснабжение

Электричество в многоквартирном доме

Мусор

Обращение с твердыми коммунальными отходами

Газоснабжние

Поставка газа и газовое оборудование

Водоснабжение

Горячее и холодное водоснабжение, водоотведение

Капремонт

Капитальный ремонт в многоквартирном доме

Лицензирование

Лицензирование и управление многоквартирным домом