Перерасчет платы за КР СОИ: за весь 2022 год или только с сентября
Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика. Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в…
Можно ли обязать соседей улучшить звукоизоляцию в квартире
Межэтажное перекрытие — одно из самых «слабых» мест в квартирах. Именно из-за его плохой звукоизоляции может возникнуть ощущение, что соседи сверху как будто живут с вами — так хорошо слышны их шаги и разговоры. Довольно часто такая слышимость становится предметом судебных разбирательств — жильцы требуют обязать соседей сверху улучшить звукоизоляцию межэтажного перекрытия. Но суд не…
С кого запрещено брать комиссию при оплате ЖКУ
Опубликован Федеральный закон от 19.12.2023 № 602-ФЗ "О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ". Изначально речь шла про запрет на взимание комиссии при внесении физическими лицами платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Позже законопроект был изменен таким образом, что теперь поправки не коснутся большинства плательщиков. Закреплено, что…

УК получила 4 штрафа за одно правонарушение. Законно ли

Если УК управляет жилыми домами с нарушением лицензионных требований, ее можно привлечь к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Например, за ненадлежащее содержание общедомового имущества. Если надзорный орган выявил одинаковые нарушения по нескольким МКД, «административка» должна быть одна, а не за каждый из этих домов. Некоторые суды забывают об этом и УК приходится оспаривать их решения (постановление Арбитражного суда Уральского округа по делу № А47 – 11179/2020).

Жители четырех многоквартирных домов обратились в Жилищную инспекцию Московской области (далее — Инспекция) с жалобами на свою управляющую компанию. 

Инспекция провела проверку и обнаружила, что УК ведет деятельность с нарушением лицензионных требований. Она ненадлежащим образом содержит общедомовое имущество, в том числе внутридомовое и внутриквартирное газовое оборудование.
ГЖИ привлекла УК к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ. По факту выявленного нарушения вынесла четыре постановления о назначении УК штрафов — 250 000 рублей за каждый МКД.

УК (далее — истец) не согласилась с таким решением и попыталась его обжаловать.

Суды первой и апелляционной инстанции отказали в удовлетворении требований истца.

  • Управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общедомового имущества, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ).
  • Содержание общего имущества МКД включает в себя, в том числе его осмотр, обеспечивающий своевременное выявление ненадлежащего состояния имущества, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (п. 11 Правил содержания общего имущества в МКД № 491).
  • Безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления соответствующего комплекса работ (услуг), в том числе технического обслуживания и ремонта этого оборудования (п. 4 Правил пользования газом № 410).
  • УК несет ответственность перед собственниками за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в МКД и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и Правилам содержания общего имущества в МКД (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).

Суды пришли к выводу, что в материалах дела достаточно доказательств, свидетельствующих о ненадлежащем содержании общедомового имущества спорных МКД и наличия в действиях УК состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Кассационный суд изучил материалы дела и не согласился с выводами нижестоящих судов.
Административное правонарушение характеризуется противоправностью и виновностью (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
Суды установили, что УК осуществляла предпринимательскую деятельность по управлению МКД с нарушением лицензионных требований.
Что касается вины, то суды приняли во внимание следующее: при условии проявления должной осмотрительности УК имела реальную возможность для надлежащего содержания общедомового имущества, однако пренебрегла ей.
Однако нижестоящие суды не учли, что согласно диспозиции нормы в ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, ответственность наступает независимо от количества (одного или нескольких) выявленных в ходе проверки нарушений.
То обстоятельство, что Инспекция выявила нарушения в отношении каждого дома и отразила их в отдельных актах проверки, не свидетельствует о совершении УК нескольких самостоятельных правонарушений.

«Нарушения лицензионных требований, предусмотренных одной лицензией, при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению МКД, выявленные в рамках проверки одним и тем же надзорным органом в отношении одного и того же лица, образуют состав одного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ».

Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций о правомерности постановлений Инспекции являются ошибочными.

Кассационный суд отменил решения нижестоящих судов в части — в отношении трех из четырех постановлений Инспекции о привлечении УК к административной ответственности.

Также суд оценил другие доводы кассационной жалобы:

Доводы кассационной жалобыФактические обстоятельства дела и позиция суда
Привлечение к административной ответственности является необоснованным, так как у Инспекции отсутствуют полномочия на рассмотрение спорных дел об административном правонарушении. Протоколы об административных правонарушениях составил консультант ТО Госжилинспекции Московской области в пределах полномочий, предоставленных ч. 1 ст. 23.55 КоАП РФ.
Если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная обязанность. То есть, рассматривать дело нужно в г. Оренбурге — по месту нахождения и государственной регистрации УК.Совершенное УК правонарушение выражено в виде действия, а не бездействия. Оно заключается в ненадлежащем выполнении обязанностей по управлению жилыми домами.
Следовательно, рассматривать дело о привлечении к административной ответственности должен административный орган, расположенный по месту совершения деяния. То есть, по месту нахождения жилищного фонда.

Подписаться на Telegram-канал «Жилищный инспектор»

Александра Павлова: