Перерасчет платы за КР СОИ: за весь 2022 год или только с сентября
Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика. Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в…
Можно ли обязать соседей улучшить звукоизоляцию в квартире
Межэтажное перекрытие — одно из самых «слабых» мест в квартирах. Именно из-за его плохой звукоизоляции может возникнуть ощущение, что соседи сверху как будто живут с вами — так хорошо слышны их шаги и разговоры. Довольно часто такая слышимость становится предметом судебных разбирательств — жильцы требуют обязать соседей сверху улучшить звукоизоляцию межэтажного перекрытия. Но суд не…
С кого запрещено брать комиссию при оплате ЖКУ
Опубликован Федеральный закон от 19.12.2023 № 602-ФЗ "О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ". Изначально речь шла про запрет на взимание комиссии при внесении физическими лицами платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Позже законопроект был изменен таким образом, что теперь поправки не коснутся большинства плательщиков. Закреплено, что…

В каком случае ремонтировать дом должен муниципалитет

Городская администрация не согласилась с предписанием ГЖИ и не захотела обеспечить надлежащее содержание многоквартирного дома за свой счет. Верховный Суд РФ встал на сторону ГЖИ (определение № 303-ЭС21 – 10101 по делу А04 – 4990/2020).

В одном из многоквартирных домов г. Благовещенска обрушилась стена. В связи с этим Государственная жилищная инспекция Амурской области (ГЖИ) провела внеплановую проверку городской администрации на предмет соблюдения жилищного законодательства.
В результате ГЖИ установила, что в отношении дома Администрация не приняла меры по предупреждению чрезвычайной ситуации, не провела открытый конкурс по отбору управляющей организации, не обеспечила надлежащее содержание общего имущества МКД.

ГЖИ вынесла Администрации предписание с требованиями:

  • восстановить систему водоотвода;
  • устранить повреждение поверхности цоколя по всему периметру дома;
  • отремонтировать подъезд;
  • восстановить лестничный парапет в местах разрушения кирпичной кладки;
  • обследовать несущие конструкции МКД с привлечением специализированной организации; при обнаружении повреждений – принять срочные меры по ремонту с обеспечением безопасности людей;
  • представить заключение специализированной организации по дальнейшей эксплуатации несущих конструкций МКД, а также представить акты выполненных работ.

Администрация не согласилась с этими пунктами предписания и попыталась оспорить их в арбитражном суде.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования Администрации и признали требования ГЖИ незаконными.
Свою позицию суды мотивировали тем, что «содержание оспариваемых пунктов относится к кругу обязанностей управляющей организации МКД, а не органа местного самоуправления, поскольку доля муниципальной собственности в доме составляет чуть более 3%».

Кассационный суд отменил ранее вынесенные решения, отказал в удовлетворении исковых требований и передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ.

При вынесении решения кассационный суд исходил из следующего:

  • Спорный МКД не обслуживает ни одна управляющая компания. Заключенного договора нет даже с организацией, которую Администрация назначила временной УК.
  • В доме имеется 3% муниципальной собственности;
  • К компетенции органов местного самоуправления относят владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; организацию содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля (п. 3 и 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ).
  • Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище. В том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль (п. 6 и 8 ст. 2 Жилищного кодекса РФ).
  • Общее имущество должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности МКД; безопасность для жизни и здоровья граждан; сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (п. 10 Правил содержания общего имущества МКД № 491).
  • Содержание общего имущества включает его осмотр, осуществляемый собственниками помещений и другими ответственными лицами (п. 13 Правил № 491), обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства РФ, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт (п. 11 Правил № 491).

Таким образом, кассационный суд пришел к выводу:
«Нарушения, послужившие основанием для выдачи предписания, подтверждены материалами дела. Вопросы, поставленные перед администрацией, отнесены к компетенции органов местного самоуправления ст. 16 Закона № 131-ФЗ, ст. 2, 14 ЖК РФ. У судов не имелось оснований для признания предписания незаконным».

Александра Павлова: