С кого запрещено брать комиссию при оплате ЖКУ
Опубликован Федеральный закон от 19.12.2023 № 602-ФЗ "О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ". Изначально речь шла про запрет на взимание комиссии при внесении физическими лицами платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Позже законопроект был изменен таким образом, что теперь поправки не коснутся большинства плательщиков. Закреплено, что…
Абонентские и псевдоабонентские договоры и проблемы УО из-за их заключения
ООО «Управляющая компания «Райцентр» из Московской области заключила с предпринимателем договоры на заполнение сайта ГИС ЖКХ (16000 р. ежемесячно) и ведение сайта УК (50000 р. ежемесячно). Так как УО оплатила не всё, на что рассчитывал предприниматель, последний обратился с иском в суд, где попросил взыскать более 900 000 р. задолженности и процентов.  Суд взыскал всего…
Долги предыдущего собственника по взносам на капремонт. Случаи из практики
Подобрали четыре примера из судебной практики, когда задолженность по уплате взносов на капремонт стала проблемой как для продавца квартиры/нежилого помещения, так и для покупателя. Неудачная попытка списать долг за капремонт по сроку исковой давности В сентябре 2022 г. жительница Красноярского края (Л.) продала свою квартиру с условием погашения задолженности по оплате капремонта. Но в ФКР…

Собственнику не удалось признать газовиков монополистами и оспорить повышение платы за услуги

Собственнице не понравилось, что газовики повысили стоимость техобслуживания газовых плит. Она пожаловалась на них в антимонопольный орган, но желаемых результатов добиться не смогла. Суды женщина тоже проиграла (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу № А53 – 29179/2020). Повышение стоимости услуг оказалось не прихотью монополиста, а обоснованной необходимостью.

В 2018 г. собственница квартиры (далее — истец, заказчик) и ПАО «Газпром Газораспределение Ростов-на-Дону» (далее — исполнитель) заключили договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового (внутриквартирного) газового оборудования. По условиям договора стоимость услуг составила 316 рублей в год.
Исполнитель установил размер платы по прейскуранту, рассчитанному на основании «Методических рекомендаций о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» (приказ Федеральной службы по тарифам РФ от 27.12.2013 № 269‑э/8).

В 2020 г. стоимость технического обслуживания газовой плиты возросла до 441 рубля в год. Недовольная этим фактом собственница обратилась с жалобой в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее — УФАС по Ростовской области, ответчик).

В жалобе женщина указала на необоснованное увеличение стоимости услуг исполнителя и просила обязать ПАО «Газпром Газораспределение Ростов-на-Дону»:
• оформить акт о техническом обслуживании газового оборудования, проведенном в квартире заказчика в мае 2020 г., и выдать один экземпляр документа на руки;
• предоставить нормативное обоснование повышения цены договора в 2020 году.

УФАС по Ростовской области направило запрос исполнителю услуги. В своем ответе ПАО «Газпром Газораспределение Ростов-на-Дону»:
• направило расчет тарифа на свои услуги, содержащий наименование работ, состав исполнителей, нормы времени, часовой фонд оплаты труда, расходы на заработную плату, расходы отчислений на страховые взносы, накладные расходы;
• указало, что цены на услуги исполнителя установлены в Прейскуранте, опубликованном на официальном сайте;
• пояснило, что изменение цены произведено в связи с изменением фонда оплаты труда рабочих, непосредственно занятых оказанием услуг; изменение фонда оплаты труда рабочих связано с индексацией окладов; расчет стоимости работ выполнен на основании Приказа ФСТ РФ № 269‑э/8. 

УФАС по Ростовской области отказало собственнице в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ПАО «Газпром Газораспределение Ростов-на-Дону».

Тогда женщина обратилась в арбитражный суд, где попыталась признать этот отказ недействительным.

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении исковых требований, так как установили:
• при рассмотрении заявления и материалов, указывающих на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, антимонопольный орган устанавливает наличие такого доминирующего положения (ч. 7 ст. 44 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ);
• ПАО «Газпром Газораспределение Ростов-на-Дону» не является единственной организацией, осуществляющей деятельность по техобслуживанию, ремонту и замене внутридомового (внутриквартирного) газового оборудования на территории Ростовской области. Такой деятельность в этом субъекте РФ занимается еще 129 организаций, а значит, ответчик не занимает доминирующее положение;
• антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела, если признаки нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют (ч. 9 ст. 44 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Суды пришли к выводу, что УФАС по Ростовской области обоснованно приняло решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ПАО «Газпром Газораспределение Ростов-на-Дону».

Про обслуживание внутриквартирного газового оборудования рекомендуем другие наши материалы:

Газовиков в квартиры не пускают жители, а штрафы получают УО и ТСЖ

Ответственность собственника за недопуск газовиков в квартиру

Александра Павлова: