Правило о порядке направления ответов на обращения написано в ч. 4 ст. 10 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
Ответ на обращение направляется:
– в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в форме электронного документа;
- и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в письменной форме.
До 2017 года эта норма была сформулирована более удобно для органов власти:
Ответ на обращение, поступившее в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.
Ещё раньше, до 2010 года, был предусмотрен единственный вариант – обычной почтой.
✔ Теперь требования стали строже, а ответ, по общему правилу, направляется тем же образом, как и была получена жалоба.
За нарушение этого правила иногда случается административная ответственность по ст. 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Например:
Постановлением Ивановского областного суда от 12 июля 2018 г. № 4а-174/2018 оставлен в силе штраф (5 тыс. руб.) должностному лицу, которое ответило простой почтовой корреспонденцией на жалобу, полученную по электронной почте.
✔ В самом обращении должен быть указан адрес электронной почты, на который ожидается ответ.
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23 января 2020 г. № 88а-1566/2020:
Житель обжаловал действия пристава, который, среди прочего, направил бумажный ответ на жалобу, полученную через интернет. Суд отказал жителю отметив, что в обращении не был указан адрес электронной почты.
✔ Нормы этого закона распространяются на ответы органов власти и их должностных лиц.
Напомню, что порядок рассмотрения обращений управляющей компанией, ТСЖ или кооперативом прописан в другом документе – Постановлении о порядке осуществления деятельности по управлению домами № 416:
Официальный ответ направляется по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение), если заявителем не указано иное (п. 35 Правил).