Перерасчет платы за КР СОИ: за весь 2022 год или только с сентября
Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика. Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в…
Можно ли обязать соседей улучшить звукоизоляцию в квартире
Межэтажное перекрытие — одно из самых «слабых» мест в квартирах. Именно из-за его плохой звукоизоляции может возникнуть ощущение, что соседи сверху как будто живут с вами — так хорошо слышны их шаги и разговоры. Довольно часто такая слышимость становится предметом судебных разбирательств — жильцы требуют обязать соседей сверху улучшить звукоизоляцию межэтажного перекрытия. Но суд не…
С кого запрещено брать комиссию при оплате ЖКУ
Опубликован Федеральный закон от 19.12.2023 № 602-ФЗ "О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ". Изначально речь шла про запрет на взимание комиссии при внесении физическими лицами платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Позже законопроект был изменен таким образом, что теперь поправки не коснутся большинства плательщиков. Закреплено, что…

Нарушения прокуратуры при проведении проверок

Когда работала в прокуратуре, проверки в сфере ЖКХ приходилось проводить практически ежедневно. Иногда утомленные проверками организации обжалуют в суд результаты проверок. И бывает, что суд встаёт на сторону компаний, ТСЖ. Вот несколько примеров нарушений в работе прокуратур, из-за которых надзорный орган проиграл суд.

1. Стремление к увеличению показателей работы часто приводит к тому, что прокурор принимает несколько мер реагирования там, где можно обойтись одной. Вышестоящая прокуратура за это наказывает. А здесь суд отменил одно административное наказание:

Военная прокуратура при проверке установила, что организация при эксплуатации двух котельных допустила нарушения Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок. Прокурор вынес 2 постановления, по которым обществу назначили 2 наказания по статье 9.11 КоАП РФ в виде административного штрафа по 20 000 рублей. Общество обратилось в арбитражный суд, который указал:

У общества отсутствовали режимные карты на котлы, эти действия одинаковы по своей направленности, создают угрозу наступления аналогичных по своей сути последствий. Нарушения выявлены в ходе одной проверки на основании одного поручения, связаны с исполнением ГУ ЖКХ одного государственного контракта на оказание услуг по поставке тепла и горячей воды. Вменяемые Обществу административные правонарушения связаны с одними фактическими обстоятельствами, вытекают из одного бездействия Общества и должны расцениваться как различные эпизоды одного правонарушения. Однако общество привлечено к ответственности дважды за одно совершенное деяние.

Поэтому одно из постановлений суд отменил.

(19 ААС, № А64 – 3802/2017)

2. Здесь прокуратура нарушила порядок привлечения к административной ответственности. Такое бывает из-за недостатка времени (или надежды на то, что жаловаться не будут).

В ходе проверки прокуратура установила, что ТСЖ не представило документы о готовности дома к отопительному сезону, не подготовило паспорт готовности дома. По постановлению прокурора ТСЖ привлекли к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП в виде штрафа 40 000 руб. ТСЖ успешно обжаловало это наказание в суд:

Чтобы наказание было законным, необходимо соблюсти порядок привлечения к административной ответственности. Иначе это влечёт отказ в привлечении к ответственности либо признание незаконным постановления административного органа при условии, если нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер определяется исходя из последствий, которые вызваны нарушениями и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела. При вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении юридическому лицу обеспечивается возможность участия его законного представителя. Для этого его надо надлежащим образом известить о дате, времени и месте вынесения постановления.

Прокурор не смог представить суду доказательства надлежащего извещения законного представителя ТСЖ о вынесении прокуратурой постановления, поэтому решение о наказании было отменено.

(АС Приморского края, № А51 – 31359/2016)

3. Иногда прокуратура проверяет один вопрос, а в ходе проверки выявляются совершенно другие нарушения. Как правило, в таком случае надо выносить отдельное решение о расширении предмета проверки. Иначе может случиться выход за пределы предмета проверки.

Жильцы сменили управляющую компанию – «УЖК «Сотрудничество» на ООО «УЖК «Жилсервис», после чего в прокуратуру посыпались жалобы обеих УК. В ходе проверки обращений прокурор внес старой УК (ООО «УЖК «Сотрудничество») представление о передаче ООО «УЖК «Жилсервис» технической документации на дом. Суд признал действия прокурора незаконными:

Согласно представлению прокурора, ООО «УЖК «Сотрудничество» осуществляло деятельность по управлению спорным домом в отсутствие его в реестре лицензий указанной организации, а также не передало ООО «УЖК «Жилсервис» техническую и иную документацию на дом. Между тем, основанием прокурорской проверки явились изложенные в обращениях факты нарушения жилищного законодательства: отказ сторонней организации в опрессовке узлов теплоснабжения; физическое воспрепятствование старой УК проведению работ по подготовке дома к отопительному сезону. Как указал Конституционный Суд в Постановлении от 17 февраля 2015 г. № 2‑П основания прокурорской проверки обусловливают предмет и пределы её проведения, в связи с чем реализация полномочий вне оснований конкретной проверки по общему правилу, недопустима, за исключением случаев, когда в ходе её проведения выявляются признаки иных нарушений, оценка которых также не может быть дана вне мероприятий собственно прокурорского надзора. Арбитражным судом установлено, что ни одно из обращений, поступивших в прокуратуру, не содержало информацию о невозможности управления спорным домом новой УК в связи с отсутствием у него технической и иной документации. Кроме этого, обращение не содержало просьбы о принятии мер реагирования по вопросу передачи этой документации, в нём лишь было указано на воспрепятствование старой компании допуску сотрудников в помещение с оборудованием для опрессовки. Таким образом, прокурор вышел за пределы доводов жалобы и не имел оснований для внесения представления по поводу передачи технической документации.

(АС Республики Хакасия, №А74 – 12265/2016)

4. Прокуратуре часто приходится подменять контролирующие органы, в данном случае, жилищную инспекцию. Это неправильно и за это наказывает Генеральная прокуратура, а здесь на это обратил внимание даже суд (хотя обычно игнорирует). Но очень сложно объяснить это людям, которые приходят жаловаться на ЖКХ сразу в прокуратуру.

Согласно п. 2 ст. 26 Закона о прокуратуре органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Прокуратура внесла представление из-за нарушения Правил предоставления коммунальных услуг № 354. Суд признал представление незаконным в части, касающейся взаимоотношений управляющей и ресурсоснабжающей организаций. Он указал:

Прокурор вышел за пределы предоставленной ему компетенции, вмешавшись в оперативно-хозяйственную деятельность двух хозяйствующих субъектов и подменив собой другие государственные органы. Деятельность по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, а также требований к созданию и деятельности лиц, осуществляющих управление домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества, предоставлению коммунальных услуг, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ. В рассматриваемом деле контроль формирования платы за коммунальные услуги осуществляется Службой жилищного и строительного надзора.

(АС ХМАО, № А75 – 8256/2017)

5. Про вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность. Раньше для меня это было очень актуально: вышестоящая прокуратура постоянно требовала как-то уменьшить задолженность УК перед ресурсоснабжающими организациями. Приходилось вносить представления, которые суд признал бы незаконными, если бы дело до него дошло.

Так суд признал незаконным представление прокурора с требованием о погашении задолженности предприятия ЖКХ. По мнению суда, у прокурора не имелось оснований для внесения представления, так как он не полномочен понудить коммерческую организацию совершить определенные действия, связанные с исполнением обязательства, в пользу другой коммерческой организации.

В данном случае прокурор допустил необоснованное вмешательство в хозяйственную деятельность организаций: при наличии судебных споров установил размер задолженности общества, сделал вывод о его недобросовестном поведении, обязал совершить определенные действия. Оспариваемое представление не соответствует закону и ведомственным актам Генеральной прокуратуры.

(14 ААС, № А13 – 9670/2016)

Антонина Юдина: