Прокуратура при рассмотрении обращений руководствуется не только законом о порядке рассмотрения обращений граждан (59-ФЗ), но и внутренними документами, в том числе Инструкцией, утвержденной Приказом ГП РФ от 30.01.2013 №45. Приводим некоторые особенности рассмотрения обращений, которые не всем известны, но могут оказаться полезными.
Опубликовано 21.02.2019. Обновлено 24.12.2023
1. Ответ на обращение, по которому не требуется проводить проверку, а, например, надо лишь дать какое-то правовое разъяснение, должен даваться в течение 15 дней со дня регистрации, а не 30 дней.
Заявитель не знает и не заметит, а исполнителю может стать грустно, если его работу кто-то станет проверять из вышестоящей прокуратуры, и обнаружится, что обращения, «не требующие дополнительного изучения и проверки», рассматриваются месяц в нарушение п. 5.1 Инструкции.
2. Руководство органов прокуратуры не приветствует предусмотренное законом продление срока рассмотрения жалобы (после тридцати дней ещё тридцать).
Факты продления портят отчёт прокуратуры, а по каждой такой жалобе надо объясняться в докладной записке в вышестоящую прокуратуру. Поэтому продление сроков — это нечастая и неприятная для самой прокуратуры практика.
Работник скорее договорится с канцелярией, чтобы отправить поздний ответ задним числом или сделать вид, что ответ направлен. Не все заявители жалуются повторно или сообщают, что не получали ответ. Поэтому если сроки наступили, а ответа нет, стоит сразу позвонить в канцелярию, узнать исполнителя и судьбу своего обращения.
3. Заявители имеют право знакомиться с материалами проверки по своей жалобе и самостоятельно снимать с них копии.
Это очень удобно, когда надо ознакомиться с каким-то документом, который никакой охраняемой тайны не содержит, но собственноручно его добыть не получается. Мастерство состоит в тактике – как и на что пожаловаться, чтобы прокуратура запросила нужный документ и он оказался в материалах проверки (п 4.14 — 4.16 Инструкции).
➜ После жалобы в прокуратуру: как ознакомиться с материалами проверки
4. Также заявитель имеет право знакомиться с результатами мер прокурорского реагирования по его жалобе.
Например, после проверки по жалобе прокуратура, найдя нарушения, внесла представление в УК или ГЖИ. В ответе прокуратура должна написать, что сообщит о результатах рассмотрения принятых мер прокурорского реагирования (п. 6.2).
Дальше прокурор должен сам оповестить жителя: как только в прокуратуру поступит информация о результатах, то есть 7 дней, чтоб поделиться этими сведениями с автором обращения.
Тут важно понимать, что для каждого акта прокурорского реагирования свой срок исполнения. Например, ответ на представление поднадзорные дают в течение 30 дней.
5. Прокуратуре не запрещено проводить проверки по анонимным обращениям.
Просто автор по понятным причинам не получит ответ (п. 2.8 Инструкции).
Популярными темами среди анонимных жалоб являются поборы в школах и садах.
Не исключено, что жалобу могут тихо порвать и выбросить, но если есть необходимость обратиться анонимно, то это вполне можно попробовать сделать. Хотя гораздо проще написать под псевдонимом или от имени соседа с левой электронной почты. Разумеется, вопрос в обращении должен относиться к компетенции прокуратуры, иначе жалоба будет перенаправлена, а другие контролирующие органы весьма ограничены в рассмотрении жалоб, чей автор достоверно не установлен.
➜ Прокуратура перенаправила моё обращение в ГЖИ. Что делать
6. Прокуратура не любит удовлетворять некоторые виды обращений.
Это опять плохо отражается на статистике, портит отчёты и привлекает внимание руководства. Удовлетворять — это значит принимать меры к полному или частичному восстановлению прав, реагировать на нарушения.
Крайне плохо удовлетворять повторные обращения. Это когда принято решение об удовлетворении обращения, в котором обжалуются ответы прокуратуры и/или по которому раньше прокуратура не находила нарушений.
Поэтому обычно нижестоящая прокуратура либо упорствует в своем ответе об отсутствии нарушений либо делает вид (по статистическим документам), что обращение первичное.
Также плохой показатель удовлетворять жалобы на бездействие правоохранительных органов при рассмотрении сообщений о преступлениях. Причина в том, что незаконные отказы в возбуждении уголовных дел должны отменяться самой прокуратурой без всяких жалоб в течение 5 дней с момента поступления материалов из полиции.
Поэтому обычно прокуратура отказывает в удовлетворении жалобы, отменяя задним числом незаконное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела: типа до жалобы она сама нашла нарушения и уже приняла меры к их устранению. Хотя бы такой положительный эффект от жалобы всё же есть.