Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Недостатки протокола и внесение изменений в реестр лицензий

Арбитражный суд Центрального округа оценивал, какие нарушения при составлении протокола не должны влиять на принятие органом жилищного надзора решения о внесении изменений в реестр лицензий.

Собственники многоквартирного дома из Белгорода решили сменить способ управления с управляющей компании на товарищество собственников жилья. Для этого на общем собрании создали ТСЖ «ЖК СЕМЬ». Для внесения сведений в реестр лицензий товарищество обратилось в Управление государственного жилищного надзора Белгородской области. Однако орган контроля внести изменения отказал. Основанием для такого вывода послужило отсутствие обязательного приложения к протоколу о создании ТСЖ – списка присутствующих. Товарищество решило обратиться в арбитражный суд.

ТСЖ потребовало признать решение об отказе недействительным (дело № А08 – 9214/2019)

Арбитражный суд Белгородской области удовлетворил иск. Управление не доказало несоответствие решения установленным требованиям:

  • выбор способа управления относится к компетенции общего собрания МКД (ч.3 ст.161 ЖК РФ);
  • протокол подтверждает волю собственников на смену способа управления МКД;
  • бюллетени позволяют идентифицировать лиц, принявших участие в голосовании, и установить их волеизъявление по вопросам повестки дня.

Управляющая компания ООО «УЭР-Юг» обжаловала решение суда: по мнению УК, суд первой инстанции не учел признаки недействительности протокола общего собрания.

Судебная коллегия апелляционной инстанции оставила первое решение без изменения:

  • отсутствие в протоколе сведений о подтверждающих право собственности документах не является основанием для исключения решений при определении кворума (п. 2 ч. 5.1 ст. 48 ЖК РФ);
  • отсутствие в протоколе всех подписей собственников не принимается во внимание: такое обстоятельство не свидетельствует о ничтожности протокола;
  • формулировка об изменении формы управления МКД, а не способа не является основанием для недостоверности протокола.

Арбитражный суд Центрального округа поддержал выводы нижестоящих инстанций (Постановление от 11 февраля 2021 г. № Ф10 – 5837/2020):
«оформление и содержание протокола общего собрания соответствует установленным требованиям и подтверждает действительную волю собственников на смену способа управления МКД. Непредставление списка присутствующих и приглашенных лиц не может рассматриваться в качестве достаточного основания для принятия решения об отказе во внесении изменений в реестр лицензий на основании пп. «б» п.9 Порядка, а представленные бюллетени позволяют идентифицировать лиц, принявших участие в голосовании, и установить их волеизъявление по вопросам повестки дня».

Обращаем внимание, что не все суды так лояльны к недостаткам оформления протоколов общих собраний, но если нужен еще один положительный пример подобной лояльности, то посмотрите материал «Должен ли орган жилищного надзора оценивать содержание протокола при смене УК».

Главные темы
Собрание

Общее собрание собственников

Оплата ЖКУ

Оплата услуг в сфере ЖКХ

Содержание жилья

Содержание и текущий ремонт

Отопление

Теплоснабжение многоквартирного дома

Электроснабжение

Электричество в многоквартирном доме

Мусор

Обращение с твердыми коммунальными отходами

Газоснабжение

Поставка газа и газовое оборудование

Водоснабжение

Горячее и холодное водоснабжение, водоотведение

Капремонт

Капитальный ремонт в многоквартирном доме

Лицензирование

Лицензирование и управление многоквартирным домом