Арбитражный суд Центрального округа оценивал, какие нарушения при составлении протокола не должны влиять на принятие органом жилищного надзора решения о внесении изменений в реестр лицензий.
Собственники многоквартирного дома из Белгорода решили сменить способ управления с управляющей компании на товарищество собственников жилья. Для этого на общем собрании создали ТСЖ «ЖК СЕМЬ». Для внесения сведений в реестр лицензий товарищество обратилось в Управление государственного жилищного надзора Белгородской области. Однако орган контроля внести изменения отказал. Основанием для такого вывода послужило отсутствие обязательного приложения к протоколу о создании ТСЖ – списка присутствующих. Товарищество решило обратиться в арбитражный суд.
ТСЖ потребовало признать решение об отказе недействительным (дело № А08 – 9214/2019)
Арбитражный суд Белгородской области удовлетворил иск. Управление не доказало несоответствие решения установленным требованиям:
- выбор способа управления относится к компетенции общего собрания МКД (ч.3 ст.161 ЖК РФ);
- протокол подтверждает волю собственников на смену способа управления МКД;
- бюллетени позволяют идентифицировать лиц, принявших участие в голосовании, и установить их волеизъявление по вопросам повестки дня.
Управляющая компания ООО «УЭР-Юг» обжаловала решение суда: по мнению УК, суд первой инстанции не учел признаки недействительности протокола общего собрания.
Судебная коллегия апелляционной инстанции оставила первое решение без изменения:
- отсутствие в протоколе сведений о подтверждающих право собственности документах не является основанием для исключения решений при определении кворума (п. 2 ч. 5.1 ст. 48 ЖК РФ);
- отсутствие в протоколе всех подписей собственников не принимается во внимание: такое обстоятельство не свидетельствует о ничтожности протокола;
- формулировка об изменении формы управления МКД, а не способа не является основанием для недостоверности протокола.
Арбитражный суд Центрального округа поддержал выводы нижестоящих инстанций (Постановление от 11 февраля 2021 г. № Ф10 – 5837/2020):
«оформление и содержание протокола общего собрания соответствует установленным требованиям и подтверждает действительную волю собственников на смену способа управления МКД. Непредставление списка присутствующих и приглашенных лиц не может рассматриваться в качестве достаточного основания для принятия решения об отказе во внесении изменений в реестр лицензий на основании пп. «б» п.9 Порядка, а представленные бюллетени позволяют идентифицировать лиц, принявших участие в голосовании, и установить их волеизъявление по вопросам повестки дня».
Обращаем внимание, что не все суды так лояльны к недостаткам оформления протоколов общих собраний, но если нужен еще один положительный пример подобной лояльности, то посмотрите материал «Должен ли орган жилищного надзора оценивать содержание протокола при смене УК».