ТСЖ не ведет исковую и претензионную работу. Можно ли взыскать с него плату за управление жилым фондом
Жительница г. Тюмени (К.) обратилась в суд, так как посчитала: ТСЖ нарушает ее права как потребителя, поскольку на протяжении последних трех лет не занимается претензионной и исковой работой. В связи с этим К. обратилась к товариществу с претензией о возврате средств за «управление жилым фондом» — 35 142 рубля. Не получив ответ, подала иск в…
Самовольное остекление балкона — демонтировать или оставить (подборка судебной практики)
Суды нередко обязывают жильцов МКД демонтировать балконное остекление. Причин для этого несколько: изменение архитектурного облика здания, увеличение нагрузки на несущие конструкции, отсутствие разрешительной документации и согласия других собственников МКД на использование общедомового имущества, потенциальный риск для жизни и здоровья других лиц. Однако иногда отстоять непроектное балконное остекление всё же удается. Подобрали на эту тему несколько…
Можно ли сэкономить на капремонте при спецсчёте, если во время ремонта сменить владельца этого счёта
В Приморском крае собственники весной 2022 года решили провести капремонт за счет денег, собранных на спецсчёте, владельцем которого была УО - ООО «Олимп». Однако через полгода те же собственники приняли другое решение - о досрочной смене управляющей организации на ООО УК «Сити-Сервис», которая и стала новым владельцем спецсчёта. Таким образом, старая УО осталась должна подрядчикам…

Нарушения муниципалитетов в сфере ЖКХ

Муниципалитеты тоже нередко проверяются жилищными инспекциями. 

1. Одна проверка была в отношении мэрии Новосибирска. Орган жилищного надзора выявил нарушения правил технической эксплуатации жилфонда. А поскольку именно мэрия города организует содержание муниципального жилищного фонда, инспекция решила, что устранять нарушения также должна мэрия. Полученное предписание мэрия обжаловала в суд, он признал его незаконным.

Выяснилось, что управляющая организация прекратила управление домом, а решение о выборе новой организации собственники не приняли. Открытый конкурс для выбора компании объявлялся неоднократно, но признавался несостоявшимся в связи с отсутствием претендентов. Суд указал:

Собственниками квартир является не только мэрия, поэтому весь дом к муниципальному жилфонду не относится. Для поддержания дома в надлежащем состоянии мэрия заключила соглашение на обслуживание на время проведения конкурса по отбору организации. Таким образом, органы местного самоуправления организовали содержание дома, при этом непосредственная обязанность по его содержанию самим органом местного самоуправления ни ЖК РФ, ни Законом №131-ФЗ не установлена. То обстоятельство, что 3 квартиры являются муниципальными, не имеет правового значения для решения вопроса о полномочном лице по содержанию жилфонда и не обязывает мэрию управлять домом до выбора жильцами способа управления.

(АС Новосибирской области ‚№А45 – 25724/2017)

2. В другом деле местная администрация одного из районов Амурской области также обжаловала предписание ГЖИ. Спор был о ремонте общего имущества дома с 90 квартирами, из которых 38 были муниципальными и приобретались для детей-сирот. Остальные жилые помещения принадлежали коммерческой организации.

ГЖИ в предписании указала, что обслуживающая организация в отношении дома не назначена. Орган местного самоуправления не выполнил обязанность по проведению конкурса и отбору управляющей организации. В результате дом находится вне управления, и страдают лица, проживающие в муниципальных квартирах.

Муниципалитет считал, что возложение обязанности по ремонту общего имущества дома только на одного из собственников (на неё саму) является незаконным.

Суд не согласился с инспекцией и указал следующее:

Согласно ст. 39 ЖК РФ собственники должны нести расходы на содержание общедомового имущества в соответствии с долей в праве общей собственности на общее имущество. Причину, по которой требования о ремонте направлены только одному собственнику без учета наличия иных собственников квартир, орган жилищного надзора не обосновал. Предъявление требований только к одному собственнику, освобождает иных собственников от обязанности нести расходы на содержание общего имущества и не соответствует Жилищному кодексу. В жилищном законодательстве отсутствуют нормы, предусматривающие, что в случае не проведения органом местного самоуправления конкурса по отбору управляющей организации, муниципалитет обязан осуществлять управление многоквартирным домом.

(АС Амурской области, Дело № А04 – 6920/2017)

3. В другом деле муниципалитет проиграл суд. Она обжаловала предписание инспекции, в котором требовалось провести конкурс для выбора управляющей организации. Администрация посчитала, что дом, имеющий три обособленных квартиры, две из которых муниципальные, не являются многоквартирным домом, поскольку не имеет общего имущества и помещений общего пользования, а прилегающий к дому участок, не поставлен на кадастровый учет.

Суд, признавая предписание инспекции законным, указал:

В силу ч. 2 ст. 163 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в котором доля муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество составляет более чем 50%, осуществляется на основании договора управления с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса. Доля муниципальной собственности в доме составляла более 50%. Следовательно, муниципалитет должен был провести конкурс. Основными критериями отнесения дома к многоквартирному являются: совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок, либо в помещения общего пользования; наличие в доме элементов общего имущества. С учётом наличия в доме 3 квартир, общей крыши, чердака, единого фундамента и несущих стен, отсутствия в нём самостоятельных блоков и сформированных для них земельных участков, суд посчитал, что спорный объект является многоквартирным домом.

(АС Республики Карелия, № А26 – 9757/2017)

Новости ЖКХ: