Для защиты прав гражданам часто приходится обращаться с заявлениями в надзорные (контролирующие) органы – жилищную инспекцию, прокуратуру, МЧС, Роспотребнадзор и другие. Гораздо реже возникает желание прекратить проверку по своей жалобе. Например, нарушение устранено и заявитель не хочет дальнейшей проверки, дачи объяснений и другой возможной бюрократии, или гражданин как-то договорился с тем, на кого жаловался, и не хочет штрафов для последнего.
Возможность «отказаться» от рассмотрения своей жалобы предусмотрена в законе о порядке рассмотрения обращений граждан:
«Гражданин имеет право при рассмотрении его обращения обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения» (п. 5 ст. 5).
Более подробно прекращение рассмотрения жалоб обычно прописывается в ведомственных инструкциях и регламентах. Приведу несколько примеров.
Прокуратура. В Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ (Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45) это пункт 4.13:
«Заявление гражданина о прекращении рассмотрения его обращения дает право проверяющему его заявление должностному лицу органа прокуратуры прекратить дальнейшую проверку, если в полученных материалах нет сведений о наличии нарушений закона, требующих принятия мер прокурорского реагирования.
Решение о прекращении (продолжении) проверки принимают… прокурор и его заместитель на основании рапорта исполнителя, который уведомляет об этом заявителя».
Работник прокуратуры вправе, но не обязан прекратить рассмотрение жалобы гражданина. При этом есть условие: в тех материалах, которые должностное лицо прокуратуры уже получило, не должно содержаться информации о нарушениях, требующих вмешательства надзорного органа.
Заявитель в любом случае получит ответ о том, прекращено рассмотрение его жалобы или нет.
Органы жилищного надзора. У каждой жилищной инспекции свой документ о том, как рассматривать жалобы. Часто этот документ можно найти на сайте надзорного органа, хоть и не без труда.
В качестве примера – Регламент рассмотрения обращений граждан в Главном управлении Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области». В нём написано:
«Должностные лица, которым направлено обращение, вправе не рассматривать его по существу, если от гражданина поступило заявление о прекращении рассмотрения обращения» (п. 18).
Важно. Обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения должен сам заявитель.
Если собственники написали от своего имени коллективное обращение в жилищную инспекцию, то не подписывавший его председатель совета МКД не может «отозвать», «аннулировать» жалобу, прекратить начатую проверку.
Заявление составляется кратко, в свободной форме:
указывается орган, рассматривающий жалобу, данные заявителя; далее излагается просьба, например:
«Тогда-то я обращался с заявлением по такому-то вопросу. Прошу прекратить рассмотрение моего обращения № __ (если известен), так как нарушения устранены; претензий к управляющей организации не имею»;
дата и подпись.