Незаконные представления прокурора в сфере ЖКХ
Самая популярная мера прокурорского реагирования – это внесение представления об устранении нарушений закона. Регламентируется статьей 24 закона о прокуратуре. Материал опубликован 10.02.2023. Обновлен 03.05.2024 В этом материале собрали примеры незаконных представлений, внесенных УО, ТСЖ, РСО Определение Третьего КСОЮ № 8а-13689/2020 (Санкт-Петербург) о претензиях прокурора к решению общего собрания и работе с должниками Согласно представлению,…
Неудачи ИГЖН Пермского края при проведении проверок и привлечении к ответственности
Собрали в этом материале несколько примеров из практики, когда суды признавали незаконными предписания и штрафы ИГЖН Пермского края. Материал опубликован 12.07.2023. Обновлен 03.05.2023. Незаконный штраф за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения Суд признал незаконным постановление ИГЖН Пермского края о назначении наказания за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения. Причина: по мнению суда, законом не…
Перерасчет платы за КР СОИ: за весь 2022 год или только с сентября
Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика. Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в…

Одна проверка, 16 домов. Сколько штрафов получит УК

Верховный Суд РФ оценил законность многократного привлечения управляющей организации к административной ответственности за нарушение лицензионных требований в случае, если нарушения выявлены в 16 домах, но в ходе одной проверки.

Речь пойдёт о деле № А82 – 12352/2019, которое завершилось Определением Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 01.02.2021 № 301-ЭС20 – 15182.

Действующие лица:
АО «Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района»,
прокуратура Кировского района г. Ярославля,
Департамент государственного жилищного надзора Ярославской области.

Проверка

Прокуратура проверила работу управляющей организации. Для этого прокурорский работник осмотрел 16 многоквартирных домов, везде нашёл нарушения Правил эксплуатации жилфонда (Постановление Госстроя № 170). Дальше прокуратура вынесла 16 постановлений о возбуждении дел об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ. Эта статья предусматривает ответственность за нарушение лицензионных требований, к которым, среди прочего, относятся нарушения при содержании общедомового имущества.
Материалы направили в Департамент жилищного надзора, который назначил 16 наказаний.

Оспаривание постановлений о наказании

Управляющая организация обжаловала в суд как минимум два постановления о назначении штрафов – по 125 000 рублей.
Арбитражный суд Ярославской области одно постановление оставил в силе (дело № А82 – 12354/2019), а второе признал незаконным (то дело, о котором идёт речь).
Суд объяснил незаконность привлечения к ответственности тем, что нарушения выявлены в рамках одной проверки одним надзорным органом в отношении одного лица, имеющего одну лицензию. Второе наказание – это повторное привлечение к ответственности за одно и то же.

Обжалование решения и другое мнение суда округа

Департамент обжаловал решение.
Суд округа посчитал иначе: осмотры были самостоятельными, по разным адресам, нарушения в домах тоже разные, зафиксированы не одним актом, а шестнадцатью. Следовательно, 16 административок — это нормально, а суд первой инстанции в вопросе не разобрался, дело надо рассмотреть заново.

Итог по делу. Позиция Верховного Суда РФ

Верховный Суд РФ не разделил мнение суда округа. Он поддержал управляющую организацию:

  • согласно диспозиции нормы, содержащейся в части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, ответственность наступает независимо от количества (одного или нескольких) выявленных нарушений лицензионных требований;
  • то обстоятельство, что нарушения были выявлены в отношении каждого дома и отражены в отдельных актах осмотра по каждому дому, не говорит о совершении нескольких самостоятельных правонарушений, поскольку каждое из нарушений в отношении этих домов квалифицируются как нарушение лицензионных требований и образует единый состав правонарушения;
  • таким образом, нарушения лицензионных требований, предусмотренных одной лицензией, выявленные в рамках одной проверки одним и тем же контролирующим органом в отношении одного и того же лица, образуют состав одного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ;
  • учитывая, что по результатам проверки общество уже было привлечено к ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, вынесение административным органом по результатам этой же проверки очередного постановления свидетельствует о повторном привлечении общества к административной ответственности за одно и то же правонарушение.

Верховный Суд РФ оставил в силе решение Арбитражного суда Ярославской области о признании постановления Департамента незаконным.

Антонина Юдина: