Перерасчет платы за КР СОИ: за весь 2022 год или только с сентября
Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика. Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в…
Можно ли обязать соседей улучшить звукоизоляцию в квартире
Межэтажное перекрытие — одно из самых «слабых» мест в квартирах. Именно из-за его плохой звукоизоляции может возникнуть ощущение, что соседи сверху как будто живут с вами — так хорошо слышны их шаги и разговоры. Довольно часто такая слышимость становится предметом судебных разбирательств — жильцы требуют обязать соседей сверху улучшить звукоизоляцию межэтажного перекрытия. Но суд не…
С кого запрещено брать комиссию при оплате ЖКУ
Опубликован Федеральный закон от 19.12.2023 № 602-ФЗ "О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ". Изначально речь шла про запрет на взимание комиссии при внесении физическими лицами платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Позже законопроект был изменен таким образом, что теперь поправки не коснутся большинства плательщиков. Закреплено, что…

«Реестр собственников, подписавших договор управления»: оценка судами вкладки в ГИС ЖКХ

Управляющая организация из Москвы обратилась в суд с иском к Минстрою России. Она просила признать незаконными действия по размещению в ГИС ЖКХ в разделе «Договор управления» вкладки «Реестр собственников, подписавших договор» и обязать устранить «допущенные правонарушения» (дело № А40 – 7840/20).

Позиция управляющей организации

Минстрой РФ наделён полномочиями заказчика, ответственного за создание, эксплуатацию и модернизацию ГИС ЖКХ. В этой системе в разделе «Договор управления» содержится вкладка «Реестр собственников, подписавших договор», предусмотренная для обязательной загрузки файла при подаче заявления лицензиата о внесении изменений в реестр лицензий субъекта РФ.

По мнению управляющей организации, действия Минстроя РФ по размещению такой вкладки накладывают на заявителя дополнительные обязанности, не предусмотренные законом.

Выводы суда первой инстанции

Суд указал, что в случае управления домом управляющей компанией последняя размещает в ГИС ЖКХ информацию о выбранном способе управления домом, а также документы, подтверждающие принятие соответствующих решений.

Приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29 февраля 2016 г. утвержден состав, сроки и периодичность размещения информации. Согласно пункту 14.1 раздела 10 Приказа № 74/114 предусмотрено размещение договора управления многоквартирным домом, при этом примечанием к этому пункту установлено:

«при заключении договора управления с каждым собственником размещению в системе подлежит договор управления, условия которого утверждены общим собранием собственников, с приложением реестра собственников, подписавших данный договор. В иных случаях размещению подлежит экземпляр договора управления управляющей организации».

Суд пришел к выводу, что вкладка «Реестр собственников, подписавших данный договор» в разделе «Договор управления» системы предусмотрена исключительно для реализации установленной законом обязанности по размещению информации, которая подлежит заполнению управляющей организацией в случае заключения договора управления с каждым собственником, а также для обеспечения граждан, органов власти и организаций соответствующей информацией.

Возражения управляющей организации

В жалобах компания настаивала, что Приказ № 74/114/пр тут не при чём, поскольку он не определяет сведения, подлежащие размещению управляющими организациями при подаче заявления о внесении изменений в реестр лицензий субъекта РФ (ч. 2 ст. 198 Жилищного кодекса РФ). Это определяет Приказ № 368/691/пр, но там нет обязанности лицензиата размещать в ГИС ЖКХ реестр собственников, подписавших договор управления.

«Следовательно, — делает вывод организация, — наличие на сайте системы в разделе „Договор управления“ вкладки „Реестр собственников, подписавших договор“ не соответствует требованиям ЖК РФ и данного Приказа и возлагает дополнительные незаконные требования на лицензиата (поставщика информации)».

Решения вышестоящих судов

Апелляционный суд и Арбитражный суд Московского округа отказали в удовлетворении жалоб управляющей организации.

Они не стали вдаваться в содержание приказов о составе информации, размещаемой в ГИС ЖКХ, а просто указали, что организация не написала в заявлении, какие её права нарушило наличие вкладки для реестра подписавших договор управления:

  • «общество не указывает, какие его права были нарушены оспариваемыми действиями Минстроя России, принимая во внимание, что они не совершены непосредственно по отношению к заявителю,
  • при этом само по себе неразмещение лицензиатом в ГИС ЖКХ реестра собственников, подписавших договор управления, при подаче им заявления о внесении изменений в реестр лицензий субъекта РФ не может повлечь для него какие-либо неблагоприятные последствия, в том числе отказ органа государственного жилищного надзора во внесении изменений в реестр, а равно привлечение его к ответственности за её неразмещение ввиду отсутствия у лицензиата соответствующей обязанности.
  • При этом в случае отказа органа государственного жилищного надзора во внесении изменений в реестр лицензий по мотиву неразмещения в системе указанной информации, такое решение может быть обжаловано в установленном порядке, в том числе в суд».

То есть суды указали компании, что если неразмещение реестра подписавших договор управления приведет к отказу жилищной инспекции во внесении изменений в реестр лицензий, то оспаривать стоит отказ инспекции.

Антонина Юдина: