«Правила предоставления коммунальных услуг больше не разрешают потребителям использовать новые счетчики воды, газа и тепла, если УК уклоняется от их оформления», – пишет на своём сайте Госжилинспекция Чувашии.
В своём разъяснении она ссылается на Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30 ноября 2020 г. N 35072-ОГ/06.
Минстрой РФ про учёт показаний приборов учета, которые поставили без управляющей компании (исполнителя коммунальных услуг)
В Министерство поступил вопрос о том, считается ли индивидуальный счетчик горячей воды введенным в эксплуатацию, если УК на заявку о вводе нового прибора учёта не ответила, в предложенную потребителем дату не явилась.
По мнению Минстроя РФ, прибор может считаться введенным в эксплуатацию только после документального оформления его в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществленным исполнителем коммунальных услуг.
Комментарий органа жилищного надзора
Инспекция напоминает, что до поправок, внесенных в Правила №354 постановлением Правительства РФ от 29.06.2020 № 950 (в связи с передачей обязанности по содержанию и замене счетчиков электроэнергии в МКД на гарантирующих поставщиков), п. 81.2 Правил устанавливал, что если УК не явилась в предложенные потребителем дату и время для осуществления ввода ИПУ в эксплуатацию (или иные согласованные с потребителем дату и время, или предложенные УК новые дата и время были позже, чем две недели после получения заявки потребителя), то такой счетчик считался введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес УК заявки от потребителя.
После правок подобный порядок сохранен только для счетчиков электричества, что, по мнению ГЖИ, довольно нелепо, – ведь замена ИПУ электрической энергии теперь вообще не забота потребителя.
«При этом Минстрой отказывается применять такой «пропотребительский» порядок (по аналогии) к порядку ввода ИПУ воды (а равно газа и тепла – все они пока «в зоне ответственности» потребителя», – отмечает инспекция и приходит к грустному выводу:
«Таким образом, добросовестный потребитель, который заменил сломанный ИПУ, может оказаться заложником недобросовестной УК – оформить новый счетчик как ИПУ может лишь монопольно УК, до того, как она это сделает, потребитель оплачивает коммунальную услугу расчетным способом, а не по показаниям счетчика».
Что делать, если УК (исполнитель коммунальной услуги) не явилась для ввода прибора учёта в эксплуатацию
Инспекция видит 3 возможных варианта действий со стороны пострадавшего потребителя:
- пожаловаться на свою УК в орган жилнадзора (УК обязана осуществлять ввод ИПУ по заявке потребителя),
- понудить управляющую организацию к этому через суд;
- инициировать общее собрание собственников по смене УК.
По материалам Государственно жилищной инспекции Чувашской Республики