Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Новый порядок досудебного обжалования решений надзорных органов

Экспериментальный порядок обжалования решений надзорных и контролирующих органов установлен Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2020 г. № 1108 (в ред. от 05.12.2020 № 2029).

Этот порядок принят для постепенного перехода к обязательному досудебному обжалованию, предусмотренному Законом о госконтроле №248-ФЗ. Этот закон вступает в силу с 1 июля 2021 года, поэтому эксперимент длится до 30.06.2021 года.
Ниже описали порядок действий, предусмотренный постановлением.

Чьи решения, действия или бездействия можно обжаловать в досудебном порядке

Список органов-участников-эксперимента:
МЧС, Минпромторг, Росздравнадзор, Ростехнадзор, Росреестр, ФНС, Росаккредитация, Россельхознадзор, Росгидромет, Роспотребнадзор, Рособрнадзор, Роспироднадзор, Роскомнадзор, Ространснадзор, Росалкогольрегулирование, Роструд, ФССП, Росстандарт, Ростуризм.

В каких случаях и на что можно жаловаться

Обращаться с жалобой можно, если права проверяемого были нарушены при проведении мероприятия по контролю, сведения о котором вносятся в ФГИС «Единый реестр проверок». Лицо может обжаловать:

  • решения контрольного (надзорного) органа о назначении плановой или внеплановой проверки;
  • предписания об устранении выявленных нарушений;
  • принятые меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения;
  • действия (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа.

Как подать жалобу на контролирующий (надзорный орган)

По общему правилу, срок на подачу жалобы – 30 календарных дней со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Исключение: правовым актом об отдельном виде федерального государственного контроля (надзора) может устанавливаться другой срок.

Жалоба подается добровольно через личный кабинет на Портале Госуслуг и должна содержать:

  • наименование органа, решение которого обжалуется;
  • фамилию, имя, отчество должностного лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии);
  • фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (месте осуществления деятельности) гражданина либо наименование организации-заявителя, сведения о месте нахождения этой организации,
  • желаемый способ получения решения по жалобе;
  • сведения об обжалуемых решениях административного органа и (или) действиях (бездействии) его должностного лица;
  • основания и доводы, на основании которых заявитель с чем-то не согласен;
  • требования лица, подавшего жалобу;
  • учетный номер мероприятия по контролю, в рамках которого подается жалоба. Его можно посмотреть в Едином реестре проверок («учетный номер КМН»).

Можно прикрепить документы или их копии, подтверждающие доводы жалобы.

Ещё можно изложить просьбу (ходатайство) о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа.

Если срок подачи жалобы пропущен, то можно ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока.

Жалобу нужно подписать:

  • гражданин, в том числе ИП, – простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью;
  • организация – только усиленной квалифицированной электронной подписью.

Как рассматривается жалоба

Если в жалобе была просьба о приостановлении исполнения обжалуемого решения, то орган не позднее 2 рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:

  • о приостановлении исполнения;
  • об отказе в приостановлении.

Если в жалобе была просьба о восстановлении срока на обжалование, то орган принимает решение:

  • о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы;
  • об отказе в восстановлении.

Административный орган может запросить дополнительные информацию и документы, относящиеся к жалобе. Дополнительные материалы можно представить и самому, в инициативном порядке, но надо успеть до принятия итогового решения.

Жалобу можно отозвать.

После рассмотрения жалобы административный орган:

  • оставляет её без удовлетворения;
  • отменяет решение органа полностью или частично;
  • отменяет решение органа полностью и принимает новое решение;
  • признает действия (бездействие) должностных лиц контрольных (надзорных) органов незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.

Есть 9 причин, почему орган может отказать в удовлетворении жалобы, и большинство таких отказов исключает возможность повторного обращения:

  • жалоба подана слишком поздно и не содержит ходатайства о восстановлении срока на обжалование;
  • орган отказал в восстановлении пропущенного срока на обжалование;
  • заявитель написал заявление об отзыве жалобы;
  • нашлось решение суда по вопросам из жалобы;
  • раньше заявитель уже жаловался по тем же основаниям;
  • раньше заявителю отказывали по жалобе по тому же предмету, а новых доводов и обстоятельств он не написал;
  • законодательство предусматривает только судебный порядок обжалования решений контрольного (надзорного) органа;
  • жалоба содержит нецензурные или оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, членов его семьи;
  • жалобу направили не в тот в орган.

В последних 2 случаях можно обратиться повторно – надо написать вежливо и культурно либо переслать её в тот орган, который должен её рассматривать.

В остальных случаях отказа проверяемому лицу придётся обращаться в суд.

Главные темы
Собрание

Общее собрание собственников

Оплата ЖКУ

Оплата услуг в сфере ЖКХ

Содержание жилья

Содержание и текущий ремонт

Отопление

Теплоснабжение многоквартирного дома

Электроснабжение

Электричество в многоквартирном доме

Мусор

Обращение с твердыми коммунальными отходами

Газоснабжение

Поставка газа и газовое оборудование

Водоснабжение

Горячее и холодное водоснабжение, водоотведение

Капремонт

Капитальный ремонт в многоквартирном доме

Лицензирование

Лицензирование и управление многоквартирным домом