АСУСМКД - новый способ ведения реестра собственников
Колонка редактораЖКХРСОФЛТСЖ и ЖСКУК

Изменения в законодательстве про некачественные услуги: почти ничего нового для потребителей

плата за ТО ВДГО

Подписан Федеральный закон от 27.10.2020 № 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 157 и 157.2 Жилищного кодекса РФ…». Кто-то пишет, то «УК освободили от штрафов», кто-то утверждает, что «теперь-то за некачественные услуги положен перерасчёт», типа раньше его не было. Однако ничего сверхъестественного или принципиально нового для собственников закон не принёс. Поправки коснулись пары статей.

Технические правки в ст. 157 Жилищного кодекса РФ:

Ст. 157 Размер платы за коммунальные услуги
БылоСтало
ч. 4. При предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством РФ. При этом лицо, виновное в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, обязано уплатить потребителю штраф, определяемый в размере и в порядке, которые установлены Правительством РФ.  ч. 4. При предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и (или) с нарушением качества осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством РФ. При этом лицо, виновное в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, обязано уплатить потребителю штраф, определяемый в размере и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
ч. 5. (была про то, когда штраф не уплачивается)  
Норма бы мёртвая на практике: из-за своей неработоспособности доставляла проблемы даже органам жилищного надзора (см., например дело № А71-2348/2019).  
ч. 5. Изменение размера платы за коммунальные услуги, предусмотренное частью 4 настоящей статьи, осуществляется управляющей организацией, ТСЖ либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а в случаях, предусмотренных ст. 157.2 Кодекса, ресурсоснабжающей организацией или региональным оператором по обращению с ТКО.

Статья 157 стала больше похожа на Правила предоставления коммунальных услуг (Постановление Правительства РФ №354).

◾ В этих Правилах давно был прописан порядок перерасчёта за некачественные услуги (п. 150 и Приложение №1). Фактически плата за некачественные услуги изменялась и прежде. Верховный Суд РФ даже высказывался о том, чем подтверждать некачественность услуг для перерасчёта (п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22). То есть это не новость, потребители ничего не приобрели.

◾ Исключённая норма про штраф была нерабочей, и от того, что её убрали, потребители ничего не потеряли. Размер и порядок оплаты штрафа должен был быть установлен Правительством РФ (так написано в зачёркнутом предложении, которое убрали из кодекса). Однако отдельного такого документа Правительство РФ не принимало, а Правила предоставления коммунальных услуг №354 содержали ссылки на закон о защите прав потребителей с его стандартными неустойками и «потребительским штрафом» (п. 157 Правил). Изменения в Жилищный кодекс РФ не отменяют обычные права потребителей, предусмотренные законом.

◾ Также в статье 157 указали, что перерасчёт жильцам делает тот, кто предоставляет коммунальные услуги. Это логично, и по действующим Правилам № 354 за качество услуг финансово отвечает именно исполнитель (п. 150). Если раньше на практике ресурсоснабжающая и управляющая организация могли долго выяснять, кто виноват и что делать, то теперь потребителю проще и быстрее получить свой перерасчёт.

В статье ст. 157.2 Жилищного кодекса РФ про прямые договоры появились 2 новые части.

Компенсация управляющей организацией (товариществом, кооперативом) расходов ресурсоснабжающей организации (ч. 11).

Ситуация: дом на прямых договорах, жильцы получили некачественную услугу. Ресурсоснабжающая организация сделала перерасчёт. Выяснили, почему услуга некачественная: такая плохая она дошла до дома или «испортилась» из-за того, что управляющая организация, товарищество, кооператив плохо содержат внутренние инженерные системы.

Для последнего варианта как раз прописали, что в таком случае лицо, управляющее домом, обязано компенсировать ресурсоснабжающей организации расходы, понесённые из-за изменения ею платы для потребителей.

Ограничение ответственности ресурсоснабжающей организации при непосредственном управлении (ч. 12).

Если дом небольшой и находится на непосредственном управлении, что ресурсоснабжающая организация снизит размер платы за некачественную услугу, только если она была скверная ещё до границ общедомового имущества. Если в дом подаются качественные вода, тепло и т.д., но из-за плохих инженерных систем в доме потребители получают грязную воду и холодные батареи, то ресурсоснабжающая организация жильцам ничего пересчитывать не будет.

В этой части изменения действительно можно считать новостью, но СМИ почему-то акцентируют внимание лишь на том, что по факту ничего не изменило.

Похожие новости
Колонка редактораФЛТСЖ и ЖСК

Право собственников знакомиться с документами ТСЖ

ЖКХФЛТСЖ и ЖСКУКПишут читатели

Про срок передачи технической документации на многоквартирный дом

Колонка редактораФЛ

Непосредственное управление домом. Часть 2: что это такое

ЖКХФЛ

Чем полезна дольщику система ЕИСЖС: инструкция от органа жилищного надзора