Персональные данные должников. Случаи из практики
Нередко размещение/публикация списка должников по оплате ЖКУ становится поводом для претензий собственников к УО. В попытке доказать, что их персональные данные обрабатывают и распространяют незаконно, они жалуются в различные инстанции и подают иски в суд. Чем это может закончиться, показали на двух примерах из судебной практики. Опубликовано 12.01.2023. Обновлено 27.04.2024. Публикация УО списка должников еще…
Заключение прямого договора межу банком и РСО помогает увеличить частотность платежей почти в 2 раза ― Тинькофф
Благодаря заключению договора между банком, управляющими и ресурсоснабжающими компаниями частотность оплат удается увеличить с 24% до 45%. Об этом рассказал руководитель продукта «Платежи ЖКХ» Тинькофф Антон Ломакин в ходе выступления на Международной выставки «ЖКХ России — 2024». По данным Росстата, с июля 2022 по июль 2023 года сумма задолженности за услуги ЖКХ выросла на 8,7%…
Собственники утвердили «свой» размер платы. Что делать управляющей организации
Общее собрание собственников должно учитывать предложения управляющей организации при утверждении размера платы за содержание жилья. Однако иногда собственники принимают свой размер платы: кто-то его экономически обосновывает, а кто-то ориентируется лишь на чувство комфорта. Что происходит дальше? Подобрали судебную практику, чтобы показать возможные варианты развития событий. Опубликовано 25.02.2021. Обновлено 26.04.2024. Вариант первый. Управляющая организация не слушается…

В России усилят контроль над целевым использованием средств фондов капитального ремонта

Законопроектом предлагается закрепить режим использования счета регионального оператора, на котором собственники помещений в МКД формируют фонд капитального ремонта.

ГД РФ рассмотрит новый законопроект

Депутаты Государственной Думы Н.П.Николаев и С.А.Пахомов внесли на рассмотрение проект федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» подготовленный в целях обеспечения целевого использования фондов капитального ремонта, формируемых за счет средств граждан. Законопроект предусматривает введение банковского сопровождения капитального ремонта общего имущества в МКД.

Авторы инициативы напоминают, что в настоящее время установлена обязанность расходования средств фондов капитального ремонта со стороны регионального оператора в соответствии с целями, предусмотренными ст.174 Жилищного кодекса РФ, но при этом не предусмотрена возможность для кредитном организации, в случае открытия счета регионального оператора в кредитной организации, отказать в проведении операции при нецелевом использовании средств фондов капитального ремонта.

Предлагается усилить контроль над целевым использованием средств фондов капитального ремонта

В соответствии с ЖК РФ формирование фонда капитального ремонта осуществляется на специальном счете, который открывается в банке в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Денежные средства, внесенные на специальный счет, используются для оплаты услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, разработки проектной документации, оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам, а также на финансирование только работ, предусмотренных ч.1 ст.166 ЖК РФ, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.

При этом целевое использование средств предусмотрено исключительно для владельца специального счета, то есть банки контролируют целевое расходование средств фонда капитального ремонта со стороны владельца специального счета, при этом дальнейшее целевое использование средств в рамках исполнения договора по капитальному ремонту общего имущества в МКД не предусмотрено. Целевое использование средств на уровне подрядной организации, с которой заключен договор по капитальному ремонту, банком не контролируется, что приводит к негативным последствиям и нецелевому использованию средств фондов капитального ремонта.

Согласно сведениям, представленным Генеральной прокуратурой Российской Федерации, относительно выявленных органами прокуратуры нарушениях законодательства, выраженных в нецелевом использовании средств фондов капитального ремонта общего имущества в МКД имеются случаи нецелевого расходования средств фондов капитального ремонта, также выявлены случаи хищения денежных средств со стороны подрядных организаций, с которыми были заключены договоры по капитальному ремонту. При этом по ряду случаев были возбуждены уголовные дела. Также отмечается, что нарушения в сфере капитального ремонта в ряде случаев сопряжены с неправомерными действиями региональных операторов капитального ремонта и злоупотреблениями должностных лиц.

В связи с изложенным, законопроектом предлагается закрепить режим использования счета регионального оператора, на котором собственники помещений в МКД формируют фонд капитального ремонта, и банковское сопровождение указанного счета.

В соответствии с ЖК РФ денежные средства, полученные региональным оператором и образующие фонд капитального ремонта, учитываются на счете, счетах регионального оператора, открытых для размещения средств фондов капитального ремонта, и могут использоваться только в целях, указанных в статье 174 Жилищного кодекса Российской Федерации. Использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора, не допускается. При этом, органами прокуратуры выявляются факты необоснованного расходования средств фондов капитального ремонта на текущую деятельность региональных операторов.

Предлагаемые изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации в части установления банковского сопровождения операций позволят обеспечить защиту средств фондов капитального ремонта, формируемых гражданами как на специальном счете, так и на счете регионального оператора, что в свою очередь обеспечит надлежащую защиту прав граждан, предусмотренных ЖК РФ, в части обеспечения условий для осуществления прав на жилище.

Недостаточный контроль над целевым использованием средств фондов капитального ремонта влияет на низкий уровень кредитоспособности региональных операторов, который связан с отсутствием возможности оценки кредитными организациями уровня риска при предоставлении заемного финансирования. В случае принятия, законопроект позволит повысить кредитоспособность региональных операторов и создать механизмы заемного внебюджетного финансирования для реализации региональных программ капитального ремонта.

Марина Кириллова: