Здания, которые относятся к памятникам культурного или исторического наследия, охраняются региональным и федеральным законодательством. В таких объектах нельзя самовольно заменить окна на пластиковые или сделать перепланировку, изменить фасад на свой вкус.
Опубликовано 23.10.2021. Обновлено 02.05.2024
Перепланировка, ремонт и другие строительные работы в отношении зданий, отнесённых к памятникам истории и культуры, возможны только при соблюдении требований закона. Нарушение условий пользования таким объектом недвижимости чревато для юридических лиц административным штрафом до пяти миллионов рублей.
Первый кассационный суд общей юрисдикции, дело № 16 – 1795/2021
ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (далее – Учреждение) арендовало здание «Среднетехнического училища им. Петра I». Строение было признано объектом культурного наследия регионального значения. Оно принято под государственную охрану администрацией Воронежской области, поскольку представляет историко-культурную ценность.
Контрольные мероприятия показали, что в здании проведены ремонтные работы: демонтированы оконные рамы и установлены новые, которые изменили историческую расстекловку. Однако научно-проектная документация на согласование в управление по охране объектов культурного наследия Воронежской области не поступала; задание и разрешение на производство строительных работ управление не выдавало.
Поскольку эти действия нарушали требования законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации , в отношении Учреждения был составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Центральный районный суд г. Воронежа признал Учреждение виновным и назначил наказание — административный штраф 100 000 р.
Воронежский областной суд подтвердил законность постановления районного суда.
Учреждение обжаловало судебные акты в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Кассационная инстанция подчеркнула:
- Учреждение имело возможность для соблюдения норм законодательства об охране памятников исторического наследия. Однако не предприняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
- Факт нарушения требований Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» подтверждают доказательства, которые были собраны по делу.
Довод Учреждения, которое указывало, что не является надлежащим субъектом административной ответственности, суд признал несостоятельным.
Суд указал, что Учреждение обязано осуществлять права владения и пользования предоставленным имуществом надлежащим образом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника имущества и назначением имущества.
Постановления нижестоящих судов были признаны обоснованными.
Санкт-Петербургский городской суд, дело №12 – 979/2021
ООО «ИРВИ» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение требований по содержанию и сохранению объекта культурного наследия — нежилого здания Пакгауза Южного.
Районный суд назначил Обществу наказание в виде административного штрафа в 500 000 р.
При рассмотрении административного правонарушения было установлено, что историческое здание находилось в оперативном управлении ФГБУН ЗИН РАН. Пакгауз Южный был признан объектом культурного наследия федерального значения «Биржа», 19 — начало 20 вв., с обязательствами по содержанию и сохранению.
ООО «ИРВИ» получило историческое здание в аренду.
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга в 2006 г. согласовал два проекта замены оконных заполнений и дал задание. Однако разрешение на проведение этих работ не выдавал.
Предварительно ФГБУН ЗИН РАН должно было разработать проектную документацию по сохранению объекта культурного наследия: провести предварительные комплексные научные исследования; разработать проектно-изыскательскую и рабочую проектную документацию; разработать отчётную документацию научного и авторского надзора и контролировать проектные работы.
В 2018 г. Управление выдало ФГБУН ЗИН РАН Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
Во время проверки контролирующий орган установил, что арендатор, несмотря на отсутствие обязательных условий, которые определены заданием на проведение работ по сохранению объекта, без получения разрешения на работы, без проектной документации, и обязательного технического, авторского и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия перепланировал помещения цокольного этажа Пакгауза Южного и приспособил их под объект общественного питания (ресторан и торгово-выставочные площади).
Суд посчитал установленным, что в нарушение Охранного обязательства и требований Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» арендатор:
- вместо деревянных окон и дверей установил металлопластиковые и стеклопластиковые, а они не соответствуют утверждённому предмету охраны;
- увеличил объёмно-пространственные характеристики здания Пакгауза Южного, установив на фасаде здания крупногабаритное технологическое оборудование, которое существенно искажает и отрицательно влияет на визуальное восприятие архитектурно-исторического облика здания;
- в помещениях цокольного этажа заменил пять оконных и два дверных заполнения, перепланировал и окрасил стены помещений, установил новое энергооборудование и отопительную систему помещений;
- не поддерживал в надлежащем техническом состоянии сети энергоснабжения и распределительное электрооборудование в помещениях цокольного этажа здания Пакгауза, длительное время не проводил испытания на сопротивление кабелей и не проверял техническое состояние распределительного электрооборудования и присоединял новое оборудование к старым сетям без проектов и без соблюдения технических регламентов.
По мнению суда, действия Общества причинили существенный вред памятнику архитектуры, а также ставили под угрозу пожарную безопасность здания.
Общество обжаловало постановление в Санкт-Петербургский городской суд. Суд указал, что в соответствии с Федеральным законом № 73-ФЗ Общество обязано исполнять требования Охранного обязательства и обеспечивать сохранность объекта культурного наследия федерального значения в части арендуемых площадей (пункт 13 ст. 47.6).
Вместе с тем вышестоящий суд отметил:
- Из планов, которые приложены к письму Общества в адрес ФГБУН ЗИН РАН «О согласовании установки временных перегородок в арендуемых помещениях» усматривается, что руководством ФГБУН ЗИН РАН работы по перепланировке помещений цокольного этажа Пакгауза Южного были согласованы.
- В результате осмотра здания не удалось установить, какие перегородки возведены: временные или постоянные.
- При рассмотрении дела не проведено исследование и оценка доказательств, на основании которых судьёй установлены обстоятельства правонарушения и вина юридического лица.
- Постановление судьи немотивированно, не приводит суждения и нормы закона, на основании которых судья пришёл к выводу о виновности ООО «ИРВИ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Кроме того, суд обратил внимание на то, что согласно протоколу действия юридического лица квалифицированы по ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ и по ч. 1 ст. 7.14 КоАП РФ. Однако судья районного суда оставил этот факт без внимания.
В связи с тем, что обстоятельства дела районным судом не были исследованы, постановление районного суда было отменено, а дело направлено на новое рассмотрение.
Впоследствии дело было прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности.
Другой материал по теме: Содержание домов – объектов культурного наследия – может дорого обойтись управляющей организации